- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о перспективах реализации проекта канала «Стамбул»

Канал «Стамбул», очевидным образом, к настоящему времени стал флагманом среди мега-проектов, в полный голос декларируемых турецким руководством перед своими избирателями. Произошло это после того, как такие проекты, как первая атомная электростанция, третий мост через пролив Босфор и третий аэропорт в г. Стамбул, были либо законтрактованы (первый проект в перечне), либо реализованы (второй и третий).

Однако, стоит заметить, что экономическая ситуация в Турции, в которой канал «Стамбул» задумывался и делались первые шаги по его реализации, включая подготовку первичного технико-экономического обоснования по проекту и проведение первых общественных слушаний, заметным образом отличается от ситуации нынешней.

Так, стоимость доллара США по отношению к турецкой лире составила почти 6,0. Стоимость евро в лирах выросла до 6,8. Турция начала демонстрировать очевидные трудности в доступе в рынку капиталов для финансирования своих крупных инфраструктурных проектов.

В результате в стране, в очередной раз, разразилась волна дискуссий среди местных обозревателей, которую можно свести к одной простой мысли: страна должна поумерить свои строительные аппетиты и отказаться от всего того, что сомнительно с финансовой и прочих точек зрения. Разумеется, кандидатом №1 на исключение из приоритетов в глазах турецкой общественности стал канал «Стамбул».

В качестве примера характерных рассуждений, можно указать на статью обозревателя Hürriyet Daily News Серкана Демирташа от 18 августа с.г. под заголовком «Отложит ли Турция проект канала Стамбул?». Приведем некоторые характерные аргументы автора в поддержку утвердительного ответа на этот вопрос.

Прежде всего, автор говорит о том, что турецкое руководство, в своих попытках отстоять турецкую лиру, действовало в двух направлениях.

Прежде всего, на политическом фронте, Турция пыталась заручиться поддержкой главных европейских тяжеловесов – Германии и Франции, а также своего регионального стратегического союзника – Катара. Не остались в стороне от поддержки Турции в развязанной против неё американцами «экономической войне» Россия и Китай. Более того, президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил о том, что страна продолжит свои дипломатические усилия по возведению «прочной линии обороны» на случай продолжения давления со стороны США.

Параллельно политическим мерам, продолжало турецкое руководство и меры экономического свойства. Проводились эти меры при координирующей роли Министерства казначейства и финансов и осуществлялись Центральным банком, Агентством по регулированию и надзору за банковским сектором и Советом по рынку капитала. Свою положительную роль для курса лиры сыграло заявление ЦБ страны о том, что он обеспечит всю необходимую ликвидность для банковского сектора. Падение турецкой лиры удалось остановить, однако, к прежним курсам национальная валюта страны так и не вернулась.

Стремился успокоить иностранных инвесторов министр казначейства и финансов Берат Албайрак на телеконференции 16 августа, про которую мы писали на сайте ИБВ, где он исключил вероятность установления государственного контроля над капиталом и внедрения внерыночных механизмов. Отдельно стоит отметить замечание турецкого министра о том, что государство следует по пути сокращения расходов и собирается отказать от модели агрессивного роста экономики страны в пользу более умеренных, но устойчивых показателей.

И здесь Б.Албайрак мимоходом упомянул о том, что он «хочет строгой экономии ото всех министерств», и объявил о том, что Турция может отложить «некоторые крупные проекты».

Разумеется, на ум обозревателям, в первую очередь, пришел именно канал «Стамбул» с первичной ориентировочной стоимостью в 15 млрд долл., которая, разумеется, в ходе реализации (если до неё дойдет дело – И.С.) будет демонстрировать тенденцию к росту. Имея в виду то обстоятельство, что перечень мега-проектов в стране – не столь уж длинный.

Однако, при всем при этом, как пишет турецкий обозреватель, «энтузиазм» Р.Т.Эрдогана в отношении канала «Стамбул» хорошо известен. В очередной раз, проект канала «Стамбул» звучал в ходе обнародования 100-дневного плана развития турецкой экономики. Там канал «Стамбул» проходил первой строчкой в ряду инфраструктурных проектов страны.

Вот одна из характерных цитат Р.Т.Эрдогана, которую приводит издание: «Об отказе от этого проекта не может быть и речи. Это необратимо. Почему у нас нет канала, такого как Панамский канал и Суэцкий канал?». Помимо строительства непосредственно канала, планируется выделить около 22 млн кв. м по трассе его прохождения под массовую жилищную застройку.

Однако, согласно мнению экспертов, канал «Стамбул» является далеко не бесспорным со всех точек зрения. Включая его возможное негативное влияние на окружающую среду. И совершенно очевидное перенаселение и, без того уже, густонаселенного Стамбула. Также экспертам не совсем ясно, зачем Турции тратить средства на создание водной артерии при наличии уже основного, естественного пути.

В заключение автор называет возможный, на его взгляд, отказ или перенос строительства канала «Стамбул» в качестве «одной из самых рациональных мер», которую может предпринять турецкое руководство для сокращения «ненужных расходов» и исключения негативных экологических последствий.

Однако, возможно, автору не стоит торопиться с выводами относительно канала «Стамбул». Во-первых, потому, что это – один из главных проектов лично президента Р.Т.Эрдогана, который он, похоже, знает как монетизировать. Во-вторых, этот проект – шанс для Турции «подправить» в лучшую для себя сторону Конвенцию Монтрё и начать получать средства от грузового потока, следующего из Черного моря. В-третьих, Турция подписала недавно инвестиционное соглашение с Катаром на сумму в 15 млрд долл. И в стране нет другого инвестиционного проекта, который бы подходил под эту сумму лучше, чем проект канал «Стамбул».