- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О текущем состоянии золотовалютных резервов Ирака

20 августа директор по финансовым операциям и управлению долгом Центрального банка Ирака, д-р Махмуд Мухаммед Дагер, представил данные по текущему состоянию золотовалютных резервов  (ЗВР) страны. Согласно его заявлению, ЗВР Ирака составили 58,7 млрд долларов США, из которых «чистые резервы Центрального банка — 48,3 млрд долларов, а остальное — баланс Министерства финансов в банке». Он также разъяснил, что «резервы в размере 48,3 млрд долларов, распределены по восьми странам для купирования различных рисков и находятся, главным образом, в Соединенных Штатах, Швейцарии, Франции и Великобритании. Что касается вида ЗВР, то они размещены в нескольких типах, включая наличные денежные средства, облигации и золото», при этом сообщается, что «Ирак располагает 89 тоннами золота, которые депонированы в Лондоне».

Комментируя структуру золотовалютных резервов, Махмуд Мухаммед Дагер сказал в интервью, что «естественно, что все страны мира сохраняют финансовые активы в облигациях и других финансовых деривативах, преимущественно таких, как казначейские бумаги США, потому что у них достаточно высокий рейтинг, надежный и простой по сравнению с другими активами».

Тем не менее, Центральный банк Ирака реализует гибкую политику при размещении ЗВР. «Мы отслеживаем изменение конъюнктуры и реагируем на волатильность тех, или иных бумаг. У нас могут быть долларовые облигации и они могут быть изменены на облигации в фунтах стерлингов, евро или японской йене», — заявил Махмуд Мухаммед Дагер в ответ на вопрос о критериях формирования структуры ЗВР Ирака. Мы можем купить золото, и разумеется, у нас есть депозиты в долларах США, все эти инструменты равно доступны нам и используются сообразно ситуации на финансовых рынках и объективным финансово-экономическим показателям.

Касательно ситуации на внутреннем валютном рынке, д-р М.М.Дагер подтвердил, что любой гражданин имеет право обменять местную валюту (динар) на валюту США (доллар) через «окно» валют,  используемое для финансирования импорта, и это обычная практика, применимая во всех странах мира, потому это прерогатива только правительства аккумулирующего доллары от экспорта нефть, и, взамен выдающего динары  для выплаты заработной платы и финансирования проектов в сферах строительства, сельского хозяйства и промышленности.

Он отметил, что иракский гражданин может теперь свободно путешествовать на лечение или отдых и отдых или даже приобретать недвижимость за рубежом. Все это стало возможно путем обмена национальной валюты на иностранную, что является правом любого гражданина в любой стране мира, в то время как это было запрещено во время предыдущего режима.

Еще одним изменением финансовой политики Махмуд Мухаммед Дагер, назвал то, что «ранее мы финансировали проекты через банки, и зачастую сталкивались с неспособностью подрядчиков выплачивать предоставленные им кредиты, поскольку правительство не раз не выполняло свои обязательства перед ними и не выплачивало сумму стоимости этих проектов.  Таким образом, возникал дефицит, но правительство разобралось с этой проблемой и начало его сокращать, существенно улучшив расчеты для подрядчиков в 2017 году».

Еще одним животрепещущим вопросом для финансовой системы Ирака является грядущая деноминация национальной валюты, тема, достаточно давно муссируемая в обществе и в экспертной среде, но до сих пор, неизвестно когда планируемая к проведению. Рассуждая о перспективе удаления трех нулей у иракской валюты, доктор М.М.Дагер ответил, что этот вопрос чисто технический и не имеет ничего общего с ростом или падением цен, и Центральный банк Ирака рассматривает вероятность введения в обращение монет в наших будущих проектах, хотя это и связано с их высокой стоимостью в производстве. Что касается ближайшей перспективы нынешнего наличного обращения, то Центральный банк Ирака вскоре введет на местный рынок купюры номиналом в 250 и 500 динаров в виде бумажных денег «в количествах, которые устраняют существующие проблемы, и обеспечат таковое, требуемое гражданину для нормальной торговли».

Оценивая состояние ЗВР Ирака стоит отметить в числе факторов, способствующих постепенному наращиванию, сохранение профицитных цен на энергоносители, в сравнении с теми цифрами, которые были заложены в изначальные параметры текущего бюджета, сохранение высоких темпов нефтедобычи и хороший задел по приросту производства нефти, плюс активную диверсификацию экспорта с увеличением доли газа и нефтехимической продукции. Негативное воздействие будут продолжать оказывать низкая управленческая эффективность и крайне высокий уровень коррупции в государственных структурах, экстенсивные способы ведения хозяйственной деятельности, изношенность основных производственных фондов и высокий уровень военных расходов, помноженный на необходимость восстановления северных и западных районов Ирака, недавно освобожденных от террористических группировок.