- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О плане устойчивого развития экономики Египта «2018-2022гг.»

Активизация египетско-саудовского сотрудничества за последние два года привела к целому ряду договоренностей и проектов между двумя странами и в сфере экономики, и в международной политике, и на региональной площадке. Египетское руководство при выстраивании отношений с Эр-Риядом исходит из соображений политики сдержек и уступок, достаточно уверенно лавируя между королевством и теми же Объединенными Арабскими Эмиратами, умудряясь не ввязываться в конфронтацию ни с Эр-Риядом, ни с Абу-Даби по таким актуальным проблемам, как ситуация в Йемене, палестинскому урегулированию, войне в Сирии и ливийской междоусобице.

Каиру удается получать кредитное финансирование и обеспечивать поставки нефти, к его мнению прислушиваются в обеих региональных «сверхдержавах», по совокупности всех показателей, и КСА, и ОАЭ имеют все больше оснований называться так. В ряде случаев, об одном из них мы и ведем речь в этой статье, сотрудничество выражается в перенимании опыта, как представляется, передового и самого современного.  В данном примере Египет ориентировался, по всей видимости, на известную саудовскую экономическую программу реформ опубликованную под названием «Виденье 2030». Она, как известно, призвана уменьшить зависимость страны от нефти, создать условия для диверсификации её экономики, развитию здравоохранения, образования, инфраструктуры, рекреационной сферы и туризма. Предусматривается интенсификация экономической и инвестиционной активности, увеличение объёмов не нефтяной торговли и значительное увеличение расходов на оборону. Нечто подобное решили сделать у себя и в Египте.

22 августа в интервью египетской газете «Маср аль-Йоум», доктор Хала аль-Саид, министр по делам планирования, развития и административной реформы Египта, привела подробности среднесрочного плана устойчивого развития «2018-2022 гг.». В первом приближении он напоминает саудовскую программу, но не такую продолжительную и не столь радикальную по содержанию. По словам министра, план включает в себя ряд «позитивных ориентиров, направленных на достижение всеобъемлющего и реального экономического развития», при этом, видимо с тем, чтобы обозначить его аутентичность, подчеркивается, что его цели разрабатываются «как краткосрочные». Правда, в рамках другой, более обширной программы, известной под названием «Концепция Египта 2030». Что еще раз указывает, на явное подражание авторов египетского документа своим саудовским коллегам. Общая схема плана направлена ​​на достижение высоких темпов роста реального валового внутреннего продукта, начиная с 5,8% в первый год плана, с 2018 по 2019 гг., затем постепенно увеличиваясь до 8%.  В последний год плана рассчитывается увеличение роста ВВП до 6%.

Х.аль-Саид также сообщила, что план направлен на предоставление около 750 тысяч рабочих мест в будущем году, путем постепенного увеличения абсорбирующей способности рынка труда, с тем чтобы обеспечить увеличение числа вакансий до 870 тысяч в 2021-22 гг. Значительная часть из них предназначена для египетской молодежи, особенно выпускников ВУЗов.

Министр рассказала журналистам издания, что «цели среднесрочного плана устойчивого развития также включают повышение уровня дохода сбережений до, примерно 11% в 2018-19 году, и его дальнейший постепенный рост, примерно до 23% к концу плана, а также, увеличение уровня инвестиций с примерно 16,9% (2017-2018 гг.) до 18% в первый год плана, а затем до 25,6% в последний год».

Что касается увеличения «чистых прямых иностранных инвестиций», министр планирования отметила, что, согласно плана, их величина должна возрасти с 7,9 млрд долларов США в 2017-2018 году до 11 млрд долларов США в первый год плана (2018-2019 гг.), постепенно впоследствии увеличиваясь примерно до 20 млрд долларов к году завершения программы.

Затронула Х.аль-Саид и вопросы экспортно-импортного оборота, подчеркнув, что развитие экспорта не сырьевых товаров запланировано со среднегодовым темпом роста примерно на 13%, до достижения к концу плана планки в 35 млрд долларов США. Предусматривается также «рационализация» импорта в целях его постепенного сокращения с тем, чтобы достичь его уровня в 45 млрд долларов к концу плана, а также сократить торговый дефицит с 13,7% ВВП в 2017-2018 гг. до 11,6% в первый год плана, и постепенно снизить его до 7,7% к последнему году. Далее (в 2021-2022 гг.) планируется «продолжать сокращать долю дефицита в общем бюджете государства с 9,5% ВВП в 2017-2018 гг. до 8,5% в 2018-2019 гг., и до менее 5% в последнем году плана.

Отдельно министр планирования коснулась проблемы образования и профессиональной подготовки местных кадров. Она отметила, что план 2018-2022 гг. направлен на повышение конкурентоспособности египетской экономики на основе подготовленных специалистов и ускорение перехода к «экономике знаний». К 2030 году Египет будет считаться одним из пяти ведущих стран в группе развивающихся стран и списка из 30 стран в соответствии с международным индексом конкурентоспособности.

Комментируя общее состояние дел в экономике Египта, где, напомним, ситуация продолжает оставаться сложной, несмотря на все попытки правительства реформаторов и громкие заявления президента А.Ф. ас-Сиси, министр обратила внимание на снижение уровня безработицы до 9,9% в последнем квартале прошлого финансового года, соответствующую темпам экономического роста в 5,4%, продемонстрированных в том же квартале.

Число рабочих увеличилось на 2%, составив, по оценкам министерства, 474 тыс. работников, что указывает на снижение уровня безработицы среди мужчин с 8,22% до 6,7%, а также снижение уровня безработицы среди женщин с 24,7% до 21,2%.

На отраслевом уровне министр отметила, что в секторах сельского хозяйства, образования, оптовой и розничной торговли наблюдается заметный рост числа рабочих, 16% — в сельском хозяйстве, 18% — в сфере образования и 8% — в оптовой и розничной торговлях. За ним следуют обрабатывающий сектор — на 12,1% и сектор строительства и — на 11,5%. Снижение уровня безработицы является позитивным показателем правильного подхода к реформе, что отразилось на всех показателях в четвертом квартале завершенного финансового года, и свидетельствует о значительном росте темпов роста и темпа роста ВВП на 5,4% по сравнению с 5% в 2016-2017 гг., — констатирует Х.аль-Саид.

Мы же, отметив более конкретную временную привязку египетского плана и его более тщательную проработку, что следует хот бы из того, что он такой глобальный, как у Саудовской Аравии, предположим, что его реализация не будет простой и связана с большим количеством привходящих факторов, как экономического, так и политического свойства. Уже сам размер страны и масштабы ее экономики, не говоря о таких особенностях, как военно-административный уклад ее основных производств, обуславливают неизбежное возникновение отклонений и корректировок плана. Насколько существенными окажутся одни, и эффективными другие, мы сможем убедиться уже в следующем году.