- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет: о реформе таможенного законодательства

В среду, 22 августа, министр финансов АРЕ, д-р Мохаммед Моаит выступил с заявлением, касающимся подготовки к проведению таможенной реформы. Возможно, это просто совпадение, но, как и в случае с опубликованным накануне интервью министра планирования Египта касательно плана экономического развития страны до 2022 года, мы усматриваем общие параллели с саудовской программой реформ «Виденье, 2030», поскольку и в случае с саудовской программой, и здесь, в Египте, начать решили с одних и тех же отраслей и институтов, среди которых – таможенная служба. Это не удивительно, поскольку, являясь одним из главных фискальных инструментов, таможенные органы в арабских странах извечно были поражены вирусами коррупции и кумовства и до недавних пор, когда высокие цены на нефть позволяли саудовскому руководству не озабочиваться такой мелочью, как таможенные пошлины, а в Египте эти вещи традиционно были попросту отданы на откуп самим таможенным чиновникам, данное положение вещей казалось незыблемым. Нынешняя экономическая ситуация потребовала жесткого контроля, тотальной инвентаризации таможенных сборов и наведения порядка на таможнях, прежде всего, с точки зрения поступления доходов в бюджет, и, во вторую очередь, приведения регуляторных таможенных функций в соответствие с новыми взглядами на поощрение инвестиций, стимулирование местного производства, т.е. протекционизм и т.п.

Министерство финансов, как следует из выступления И.Моаита, «внимательно рассмотрит все предложения и замечания организаций гражданского общества по проекту нового таможенного законодательства, которое министерство завершило и подготовило для Министерства торговли и промышленности. В ближайшее время мы представим эти соображения коммерческому и промышленному сообществу в контексте диалога по готовящемуся законопроекту. Он призван заменить действующий Закон о таможенных органах, опубликованный 55 лет назад».

М.Маоит сообщил в своем интервью, что новый закон предоставляет много новых механизмов содействия коммерческому и промышленному сообществу и делу защиты национальных отраслей промышленности, блокируя «каналы уклонения» и разрабатывая такие механизмы работы в которые позволят действовать системам предварительного таможенного оформления и предварительной очистки грузов еще до прибытия в египетские порты, и регистрации документов, представленных в электронном виде для упрощения таможенных процедур. То есть, перевод документооборота на электронные носители и предварительное декларирование прибывающих грузов и товаров, так же, как и в планах саудовских таможенных реформаторов (http://www.iimes.ru/?p=42570), присутствует и в наработках египетского министерства финансов.  Вот, что внедряется в настоящее время в таможенную систему королевства: главным инструментом видится внедрение информатизации процессов складского учета, предварительное таможенное декларирование товаров и грузов и авансовая оплата таможенных платежей, еще до прибытия контейнеров в порты королевства.

Первым шагом на этом пути должно стать предоставление электронных деклараций и внесение авансовых пошлин. Затем, по прибытию груза в порт, он перегружается на трейлер и без задержки следует на площадку досмотра. Все процедуры, по словам источника в Генеральной организации морских портов и таможен, «будут существенно упрощены и ускорены, с тем, чтобы занять не более суток».

По всей видимости, точно такой же подход будет реализован и в Египте.

И мы находим подтверждение этому в комментариях М.Моаита: «Проект закона перестраивает все специальные таможенные режимы в соответствии с лучшими международными практиками, чтобы продвинуть движение международной торговли в Египет, где правительство стремится превратить египетские порты в региональный центр международной торговли, при этом будет широко применятся ускоренное перемещение товаров в транзитной системе, таможенных складах, экономические зоны особого режима —  «свободного рынка» с повсеместным использованием предварительного декларирования, временных разрешений на ввоз для транзитных грузов и  освобождение от уплаты пошлин для тех операторов, которые передут на систему депозитного таможенного обслуживания».

Также как и в Саудовской Аравии,  планируется, что с даты издания нового закона будет предоставлен годовой срок для определения статуса товаров, выпущенных в рамках системы «временного освобождения», при этом разъясняется, что проект закона впервые объединяет таможенное оформление и освобождение от такового, в рамках одного закона, с тем чтобы облегчить процедуры и декларантам, и таможне и подтверждает приверженность положениям соответствующих торговых соглашений Египта с другими странами, а также корреспондируется с требованиями двусторонних соглашений о проведении изысканий по нефти и газу и горных разработках ( и там, и там используется большое количество техники и оборудования временного ввозимого в страну).

Новый законопроект предусматривает, что министр финансов издаст «исполнительные правила» в течение шести месяцев со дня его опубликования. Пока он не будет принят, действующие положения и правила будут по-прежнему выполняться, но «таким образом, который не противоречит положениям нового закона».

Что касается изменений в терминологии, введенных в законопроект о таможенном законодательстве, то министр финансов пояснил, что «министерство стремилось включить в закон широкий спектр определений и терминов, составив 32 определения, чтобы предотвратить любые противоречивые интерпретации и обеспечить унификацию таможенного режима во всех портах на уровне всей республики».

Вот некоторые из будущих новых положений проекта о таможенном законодательстве.

Законопроект предусматривает «исчерпывающий инструментарий» для регулирования специальных таможенных систем, например, статья 26 о транзитных товарах предусматривает, что иностранные товары могут быть перемещены в соответствии с транзитной системой товаров, без прохождения морского маршрута, после подачи одной из гарантий, принятых таможенным органом, Эти товары подлежат ограничению для перемещения или запрету на него, если иное не указано в законах или решениях, вынесенных в этом отношении. Перевозчик несет ответственность за любые потери, недостачу или изменение товаров или подделку или фальсификацию пломб без ущерба для ответственности владельца товара. Определяет порядок и правила исчисления задолженности, определены даты регистрации таможенной декларации и даты уплаты налогов, а предписана разработка подзаконных актов, необходимых для применения новой системы и вводимых ей гарантий».

Статьи 27, 28 и 29 касаются деятельности таможенных складов. Статья 27 гласит, что «складская система уполномочивается решением министра финансов или его уполномоченного представителя и таможенного органа на проведение определенные операции с товарами, хранящимися на складах. Продолжительность их нахождения и процедуры разрешения права собственности на товары и операции, которые происходят в них, предоставляемые гарантии и прочие обязанности, которые должны выполняться, регулируются таможенным органом ежегодно».

В статье 28 предусматривается ответственность владельцев таможенного склада (склада временного хранения) за уплату таможенного налога и других налогов и сборов, связанных с любой нехваткой или потерей или изменением весов или количества или количества товаров, депонированных на складе, а также штрафов и компенсаций. Товары принимаются на таможенное хранение с момента их сдачи и депонируются на складах после их на основании их весов, цифр или размеров, и ответственность за их хранение прекращается, если недостаток, потеря или изменение произошли в силу природных причин, таких как испарение или засуха, или были вызваны форс-мажорными обстоятельствами».

Статья 31 законопроекта обязывает компетентный административный орган до получения лицензии на создание свободных зон уведомлять таможенный орган «о выражении своего мнения о необходимых условиях и спецификациях и уведомлять их о принятии решения о практике, изменении или отмене деятельности». Записи и документы любого рода, инвентаризация проектов свободных зон и завершение необходимых выверок для проверки их обоснованности и эффективности происходит при условии, что компетентный административный орган принимает участие в процедурах инвентаризации и их соответствии правилам. В исполнительных правилах указываются таможенные процедуры и механизмы контроля таможенных пошлин в отношении свободных зон.

Статья 32 описывает статус экономических зон «особого характера», о которых говорится: «Нельзя начинать заниматься деятельностью в этих зонах до тех пор, пока по решению министра финансов или его уполномоченного представителя не будет рассмотрен и назначен соответствующий район, лицензированный таможенным департаментом. Таможенные органы также имеет право доступа к документам, и инвентаризации проектов экономических зон особого характера и участвуют в осуществлении необходимых мероприятий по оценке и определению исполнительных правил таможенных процедур и механизмов таможенного контроля в таких зонах».

Что касается системы временных разрешений (временного ввоза), министр финансов пояснил: «Законопроект устанавливает период для временного ввоза и вывоза изделий и товаров из-за границы с целью «индустриализации и реэкспорта» до одного года, который может быть продлен на период, не превышающий еще один год», что устраняет  заполняет лазейку, которая ранее использовалась некоторыми лицами в целях контрабанды. В законопроекте также предусмотрен запрет на снятие с товаров статуса временного освобождения только после одобрения таможенного органа и уплаты налогов и сборов с уплатой дополнительных налогов 1,5% от стоимости таможенного налога за каждый месяц или часть его, с даты въезда этих товаров в страну.

Законопроект гарантирует поощрение местных отраслей промышленности, временное освобождение от пошлин машин, оборудования, устройств, контейнеров и транспортных средств, за исключением легковых автомобилей и яхт, для работы внутри страны при условии, что они облагаются таможенный налог в размере 2%, или налогом в объеме на срок не более 20% годовых от их стоимости в период их пребывания в стране до их реэкспорта или окончательного выпуска. Для поощрения национальных проектов этого достаточно, при этом соответствующие заявки поступают в таможенный орган от компетентного министра или председателя профильной Комиссии.

Будущие изменения в таможенном законодательстве Египта представляют практический интерес для российских компаний, таких как «Росатом», и других, планирующих разворачивать производственную и коммерческую деятельность в стране, в том числе и в формате специальных экономических зон.