- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О целях визита главы правительства Израиля Б.Нетаньяху в Литву

23 августа глава правительства Израиля Б.Нетаньяху отправился в Литву, поставив перед отъездом беспрецедентно большое количество задач с точки зрения общения с странами Балтии. Во-первых, визит затронул актуальные вопросы повестки дня двусторонних отношений. Состоявшаяся в первый день встреча премьер-министра ближневосточной страны с литовским коллегой С.Сквернялисом, на которой также присутствовали глава МИДа и министр внутренних дел республики, показала, что особую актуальность для государств сегодня имеет сотрудничество в сфере инноваций. Помимо этого в свете принятия Израилем закона о национальном характере Литва, как и две другие соседние страны, оказались как никогда близки по сути своей национальной политики. Неспроста Б.Нетаньяху отметил: «Литва подчеркивает в своей конституции, что суверенитет принадлежит литовскому народу, сохраняя при этом непоколебимую демократию для всех…Я должен сказать Вам, премьер-министр, это звучит очень хорошо для нас. Израиль – национальное государство еврейского народа».

Во-вторых, тесно примыкающей к вопросам двустороннего сотрудничества является задача развития контактов с еврейскими общинами региона. При этом стоит учесть, что для Б.Нетаньяху, корни которого также связаны с Литвой, этот аспект имеет большое значение. Встречаясь с резидентом республики Д.Грибаускайте премьер-министр сообщил: «этот визит для меня необычен. Он полон исторического смысла и с точки зрения евреев здесь, в Литве, и с точки зрения моей личной истории, истории моей семьи. Мой дед приехал из Литвы». В этой связи глава израильского правительства принял участие в различных мероприятиях. В их числе мемориальная церемония в Понарах, награждение памятной медалью правнучки Праведников народов мира, а также посещение Хоральной синагоги в Вильнюсе, единственной сохранившейся из тех, что существовали до Второй мировой войны. Как видно из приведенного списка, основной акцент оказался все же историческим, ориентированным, прежде всего, на сохранение памяти о Холокосте, а не на современность. Причин тому может быть названо несколько. С одной стороны, прибалтийские евреи далеко не всегда склонны обозначать свою связь с Израилем, воспринимая себя общиной, а не диаспорой. С другой стороны, в литовской еврейской общине существует довольно много внутренних противоречий, что также осложняет диалог с её представителями не о прошлом, а о будущем.

В-третьих, небывалым ранее событием стал саммит в формате «3+1», на котором глава израильского правительства получил возможность встретиться с представителями сразу трех государств Балтии. При этом по сообщениям МИД Израиля, на мероприятии планировалось обсудить не только пути сближения европейского субрегиона с ближневосточной страной, но и возможности углубления собственных контактов Латвии, Литвы и Эстонии, сделав это в присутствии Израиля, что потенциально означает сближение с ними на основе более четко выверенных потребностей. Для Риги, Вильнюса и Таллина запрос на контакты оказался очевиден и сосредоточен на экономике и инновациях. Стороны договорились о проведении новых встреч в таком формате и, как ожидается, в следующий раз площадкой для дискуссии может выступить уже Израиль, куда прибалтийские партнеры пообещали привезти большие делегации бизнесменов.

Помимо этого общение с представителями Литвы, равно как и её соседей, имеет особое значение с точки зрения взаимодействия с Евросоюзом. Так, перед визитом Б.Нетаньяху отметил: «я заинтересован сбалансировать не всегда дружественный подход ЕС к Государству Израиль, чтобы достичь более справедливого и честного». Страны Балтии, часто демонстрирующие лояльность к ближневосточному партнеру в процессе принятия решений Брюсселем, для такой работы крайне выгодны. Отвечает им Иерусалим вполне соразмерно, что доказывает уже концентрация израильских посольств в таком относительно небольшом в географическом смысле регионе. Мало того, по имеющимся прогнозам, представительствам в Вильнюсе и Риге в ближайшее время сокращение не грозит.

Немаловажно и то, что сотрудничество с Балтией в глазах главы израильского правительства выглядит настолько доверительным и перспективным, что на переговорах с их представителями Б.Нетаньяху не опасается критиковать ЕС. Главной мишенью для нападок в этот раз стало СВПД. Комментируя сделку на саммите «3+1», израильский премьер-министр сообщил: «Я без стеснения попросил помощи моих друзей здесь, чтобы исправить то, что я считаю неправильным, искаженным взглядом на Израиль в ЕС…Одна из областей, в которой нет полного понимания, на мой взгляд, Иран».

Важно отметить, что, несмотря на обращение Б.Нетаньяху к странам Балтии как к надежным партнерам на различных международных форумах, за кадром остался вопрос НАТО, который непременно должен спровоцировать и дискуссии о влиянии России. Для израильской дипломатии рассуждения на эту тему не выглядят выгодными с точки зрения поддержания внешнеполитического баланса. Даже на институциональном уровне в МИД ближневосточного государства был закреплен отход от их т.н. постсоветского прошлого.

Частично рассуждения на эту тему сохранились лишь в экспертном сообществе. Хотя и там последняя весомая, если не единственная за не давнее время работа, появилась около года назад. Это весьма объемное исследование Ю.Валента и Л.Валента, опубликованное сначала в журнале Strategic Baltic Sea, а потом переизданное Центром стратегических исследований Бегин-Садат[i] [1]. В довольно не типичном для израильского экспертного сообщества с точки зрения взгляда на проблему отчете-статье авторы пишут о «стратегическом сюрпризе» как основе российской военной доктрины. В случае с Прибалтикой он означает возможность конфликта по сценарию Южной Осетии или Украины (с последующим присоединением территории). При этом катализатором для начала противостояния, на их взгляд, могла бы оказаться Сирия. За год рассуждения несколько утратили актуальность, прежде всего, в том, что касается последней части. На нынешней стадии переговоров по Сирии видится крайне сомнительным предположение, что Кремль «отомстит» за попытку отстранить от власти Б.Асада захватом «куска» территории в  Прибалтике. Текст интересен, скорее, самим фактом своего существования в израильском аналитическом пространстве, в то время как дипломаты настаивают на полном разрыве связей между постсоветским прошлым и европейским будущим стран Балтии.

В целом же визит Б.Нетаньяху в Литву имеет большое значение. Он доказывает, что регион интересен Израилю сам по себе, что позволяет надеяться на углубление контактов, особенно в сфере экономики и инноваций. Помимо этого сотрудничество имеет определенные позитивные для Иерусалима последствия, отражающиеся на взаимодействии с ЕС. Однако здесь потенциал Латвии, Литвы и Эстонии ограничен, а значит, Израиль сможет рассчитывать на них, но не на то, что они кардинально изменят подход Брюсселя.

[i] [2] J.Valenta, L.Valenta Russia’s Strategic Advantage in Baltics: A Challenge to NATO? // Mideast Security and Policy Studies № 143. The Begin-Sadat Center for Strategic Studies. 2017.