- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор анализа «Кризис в НАТО» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 8

В конце июля месяца главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал анализ под заголовком «Кризис НАТО и его будущее. Растущая автономия Турции».

Продолжаем разбор документа и напоминаем, что мы остановились на том, что события 15-16 июля 2016 года привели к ситуации, когда Турцией была заново проанализирована своя внешняя политика и, в отсутствие прежнего доверия между ней и блоком НАТО, страна предпочла обратиться в сторону альтернативных Альянсу партнеров. Речь, разумеется, идет о России.

Как пишет автор, после анализа текущего положения Турции в НАТО, у читателей может возникнуть законный вопрос, относительно того, как после этого страна может находиться в таком Альянсе (точнее было бы сказать в Альянсе, который демонстрирует подобное отношений к одному из своих членов, причем из числа старейших – В.К.)?

И, разумеется, автор признает справедливость подобной постановки вопроса. Однако, тут же призывает не оценивать отношение Анкары к НАТО с эмоциональных позиций.

Формулируется эта позиция автором материала следующим образом: с одной стороны, Анкара знает, что она не может доверять своим союзникам, однако, с другой стороны, отдает себе отчет в том, что нахождение в НАТО, все же, обеспечивает стране безопасность. НАТО, будучи, по-прежнему, ведущей объединительной силой мира, предоставляет Анкаре определенные возможности. Так, «НАТО защищает Турцию не только от врагов, но и от друзей тоже».

Далее автор поясняет свою мысль. Благодаря тому, что Турция находится в НАТО, по его слова, страна является привлекательным партнером для России для переговоров. При всем при этом, Анкара не оказалась объектом атаки со стороны России после того, как турецкие ВВС сбили российский самолет. И именно благодаря блоку НАТО. Последствия похожего «поведения» со стороны Грузии наблюдались всеми в 2009 году. Попытка сбить российский военный самолет со стороны такой страны, как Грузия, неизбежно породит очень жесткую реакцию со стороны России. Однако, как подчеркивает автор, Россия не смогла предпринять в отношении Турции иных шагов, кроме как экономических и дипломатических. Так что, как пишет автор, Турция, к примеру, подобным образом может извлекать пользу из своего членства в НАТО. И, соответственно, по этой причине Альянс все ещё является важным инструментом для Анкары.

Далее автор указывает на то, что Турция на протяжении ряда лет выглядела верным партнером НАТО. Однако, на новом витке истории, Анкара стала в высшей мере рационально относиться к своему партнёрству в НАТО – как это, собственно, и должно быть. Турция теперь не только важный партнёр НАТО, но и страна, которая извлекает для себя пользу из своего членства в НАТО.

Автор напоминает, что когда НАТО «оставило в одиночестве» Анкару, последняя, договорившись с Москвой, зачистила в Сирии весь «террористический коридор» к западу от р. Евфрат. Иными словами, дистанция между двумя игроками (то есть, НАТО и Москвой – В.К.) привела к тому, что позволило Турции занять более безопасное для себя положение. Более того, турецкие переговоры с Москвой заставили и США вернуться за стол переговоров с Турцией. То есть, сделать то, на что ранее американцы не соглашались. Соглашение по Манбиджу является результатом именно этих маневров Анкары (вообще говоря, судьба соглашение по Манбиджу стала вызывать вопросы у наблюдателей практически сразу после его подписания и сейчас оно находится, по сути дела, в замороженном состоянии – В.К.)

Как пишет автор, сближение Турции с Россией вынуждает и США делать шаги в направлении Анкары. И тут же подчеркивает, что, если бы Турция «безо всяких предварительных условий и требований» держала бы сторону США, то, по всей вероятности, к настоящему времени не случилось бы военных операций в Сирии – ни «Щита Евфрата», ни «Оливковой ветви».

У процесса есть и оборотная сторона: Анкара не может полностью прервать свои связи с НАТО, поскольку при этом она попадет в зависимость уже от России. Именно поэтому Анкара приняла новое приглашение о переговорах, поступившее из Вашингтона и пытается с американцами решить проблему Манбиджа (с отводом сирийских курдов на восточный берег реки Евфрат – В.К.). Один процесс тянет за собой другой и сближение Турции с США по Манбиджу приводит к тому, что Россия начинает сближаться с Турцией по Телль-Рифъату.

Как резюмирует автор, вместо того, чтобы сближаться с одной из «больших сил», Турция решает практические вопросы и использует конкуренцию между ними себе на пользу. Результирующей «силой» этого процесса балансирования является заметное повышение безопасности страны.