- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов корабельного состава ВМС Исламской Республики Иран. Часть 1

Как известно, структурно Военно-морские силы Исламской Республики Иран состоят из двух флотов. Первый дислоцирован на Каспийском море, второй в Персидском заливе. Абсолютное большинство надводных кораблей и подводных лодок ВМС ИРИ сосредоточено именно на военно-морских базах на побережье и островах в акватории Персидского залива, что обусловлено угрозами, которые исходят от действий военно-политического руководства США и стран Аравийского полуострова. Последние заинтересованы в захвате морских нефтяных и газовых месторождений, а также установлении абсолютного контроля над морскими транспортными коммуникациями в Ормузском проливе.

Следует отметить, что при максимальной длине Персидского залива 1000 км и средней ширине 200 км данная акватория отличается сравнительно малыми глубинами (не более 70 м), которые обуславливают высокую интенсивность/плотность морского движения. Самым сложным для навигации является Ормузский пролив, максимальная ширина которого составляет 46 км, однако два основных транспортных коридора имеют ширину не более 7 км, что обусловлено гидрологическим условиями.

Надводные корабли

На момент формирования Исламской Республики Иран в распоряжении национальных ВМС оказалось четыре фрегата проекта PF103 (пр-во США), которые были оснащены исключительно артиллерийским вооружением. К настоящему моменту в строю находятся только два таких корабля. Кроме того, до середины 90-х гг. прошлого столетия на вооружении ВМС ИРИ находилось два фрегата американского производства, которым был присвоен класс «Бабур».

На начальном этапе формирования надводных подразделений ВМС ИРИ в их распоряжении было четыре фрегата проекта Vosper Mk.5 (пр-во Великобритания), которые были приобретены еще в начале 70-х г. прошлого столетия. Следует отметить, что эти корабли первоначально были оснащены артиллерийским (орудие калибра 114 мм), зенитно-пушечным (спаренная установка калибра 35 мм и три 20 мм) и  торпедным вооружением, однако впоследствии были доукомплектованы пусковыми установками (ПУ) для противокорабельных ракет (ПКР) С-802 (пр-во КНР).

Иранские кораблестроители использовали данные о конструкции фрегата британского производства при проектировании и строительстве трех сторожевых кораблей проекта Alwand. На основе данных об эксплуатации фрегатов указанного проекта иранские конструкторы разработали усовершенствованную модификацию корабля, которая получила обозначение Moje/Moudge. Данные корабли имеют длину 94 м, водоизмещение 1420 тонн, развивают скорость 30 узлов. Численность экипажа 140 человек.

По данным китайского специализированного издания «Корабельное знание» фрегаты проекта Moudge оснащены артиллерийской установкой Fajr-27 (копия итальянской «Ото Мелара» калибра 76 мм), строенной пусковой установкой зенитных управляемых ракет «Сайед 2», автоматическим орудием Fath-40 (калибр 40 мм) и двумя 20 мм. Также на  палубной надстройке размещены две спаренные ПУ для ПКР С-802.

Кроме того, корабль может выполнять задачи по борьбе с подводными лодками благодаря торпедам калибра 324 мм. ВМС ИРИ должны получить от 5 до 7 кораблей данного проекта. Очевидно, что возможностей такого корабля недостаточно для выполнения задач в дальней морской зоне.

Китайские специалисты отмечают, что фрегаты проекта Moudge представляют собой достаточно современные боевые корабли, которые имеют летную палубу, обеспечивающую базирование вертолетов типа Bell 214A/C.

Одновременно со строительством фрегатов рассматриваемого проекта, иранские специалисты разработали фрегат типа Sahand, который при длине 100 м, и ширине 12 м имеет водоизмещение 2000 тонн. Максимальная скорость корабля достигает 30 узлов. Вооружение данного корабля однотипно с фрегатами проекта Moudge. Летная палуба нового фрегата рассчитана на прием тяжелых вертолетов типа СН-53 (возможно одновременное размещение двух вертолетов Bell AC-212).

Самым крупным кораблем ВМС ИРИ является эсминец (по другим данным это корабль обеспечения учебного процесса) проекта «Персидский залив», который по внешнему виду напоминает британские фрегаты «проект 22». При длине 154 м, ширине 18 м, данный корабль имеет водоизмещение 6500 тонн. В распоряжении  экипажа находятся восемь ПКР «Нур», 8 ЗУР «Сайед 2» и две зенитных установки. Летная палуба обеспечивает базирование двух вертолетов типа Sea King.

Общий анализ всех перечисленных кораблей показывает, что иранским специалистам пока недоступны технологии использования композитных материалов, позволяющих снижать радиолокационную заметность корабля. Кроме того, для сохранения баланса с ВМС стран Аравийского полуострова, специалистам оборонно-промышленного комплекса ИРИ необходимо освоить выпуск вертикальных  или механизированных многозарядных ПУ с ЗУР средней и малой дальности для обеспечения надежной ПВО корабля.

Другим проблемным моментом ВМС ИРИ является ограниченный выбор противокорабельного вооружения, которое представлено дозвуковыми ПКР С-802 китайского производства или их иранскими копиями. С учетом требований современного вооруженного противостояния на вооружении ВМС должны находится сверхзвуковые ПКР, которые не оставят экипажам кораблей вероятного противника время на реагирование. В подтверждение необходимости принятия на вооружение ПКР новых моделей представляется возможным привести эпизод с обстрелом эсминца проекта «Орли Берк» ВМС США в 2017 г., который успешно отразил ракетную атаку при помощи средств радиоэлектронной борьбы.

Одновременно с указанными выше фрегатами  на вооружении ВМС ИРИ находятся ракетные катера С-14, построенные на верфи «Худун Чжунхуа» в КНР. Как известно, при длине 33,6 м и водоизмещении 205 тонн, данные РК оснащают спаренной автоматической пушкой калибра 30 мм и двумя спаренными ПУ для ПКР С-802. Вполне вероятно, что ВМС ИРИ смогли приобрести один ракетный катер проекта «Оса 2» советской постройки.

Кроме РК китайского производства иранские военные располагают несколькими ракетными катерами проекта «Каман» национального производства, которые разработаны с опорой на техническую документацию по РК франко-немецкой разработки Combattante II. Анализ фото и видеоматериалов показывает, что катера проекта «Каман» имеют классическую однокорпусную конструкцию с центральной палубной надстройкой и мачтой с основной РЛС. В носовой части катера предусмотрено место для размещения АУ типа Fajr-27, а за палубной надстройкой размещены две спаренные ПУ для ПКР С-802.

Помимо рассмотренных выше надводных кораблей на вооружении ВМС ИРИ находится 3 артиллерийских корабля, 3 патрульных корабля, 90 патрульных катеров, 6 десантных кораблей (перевозка тылового снабжения), 5 танкодесантных кораблей, 5 минных тральщиков, транспорт снабжения, 7 кораблей обеспечения, 4 танкера пресной воды и 10 катеров на воздушной подушке. Последние дислоцированы в районе ВМБ «Бендер Аббас» и предназначены для выполнения десантных операций.

Для сравнения морские подразделения КСИР в основном укомплектованы ракетными и патрульными катерами национальной постройки. В отношении последних известно, что иранские конструкторы оснащают такие маломерные боевые средства (длина 9,2 м, водоизмещение 3,5 тонны) безоткатными орудиями калибра 106 мм, 12-ти ствольными реактивными системами залпового огня калибра 107 мм или зенитными пулеметами калибра 12,7 мм.