- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эпидемия, портящая имидж Алжира

Как известно, алжирское руководство традиционно позиционирует свою страну как всесторонний образец арабского и особенно африканского мира. И по некоторым параметрам ему действительно удалось достичь результатов, позволяющих претендовать на этот статус. В том числе это касалось и медицины, которая являлась предметом гордости для Алжира по сравнению с большинством стран арабо-африканского мира.

Однако теперь имидж АНДР рискует оказаться сильно подорванным. После серии экономических провалов, продемонстрированных со второй половины 2014 года, к подобным неудачам добавилось и заметное обострение в сфере здравоохранения.

Наглядным тому доказательством служит настоящая эпидемия холеры, поразившая целый ряд областей страны, начиная с 7 августа текущего года.

До последнего времени национальные власти скрывали случившееся и всячески минимизировали масштабы произошедшего, но теперь были вынуждены признать всю серьезность ситуации.

Даже по официальным заниженным данным местного Минздрава, на 24 августа число госпитализированных с подозрением на данное заболевание составило 139 человек, кроме того, еще двое погибли.

В тоже время данные из больниц на местах свидетельствуют о том, что пострадавших насчитывается в разы больше.

«Эпицентры» эпидемии холеры изначально были выявлены в районе города Сиди-эль-Кебира (провинция Типаса), где медики обнаружили и закрыли зараженный холерой водный источник.

Однако алжирским медикам не удалось локализовать инфекционную вспышку – так, эпидемия уже распространилась не только на северо-восточные провинции Буйра, Блида, Алжир, но и на западную Медею.

О серьезности ситуации и неспособности АНДР справиться с ней собственными силами свидетельствует то, что власти страны уже прибегли к международной помощи (чего они обычно всячески стараются избегать, демонстрируя свою самодостаточность), в том числе со стороны французских медиков из Института Луи Пастера.

Сами алжирские медики объясняют подобное распространение эпидемии на многие сотни и сотни километров от ее первоначального очага тем, что ее «разнесли сами алжирцы, особенно через своих родственников, с которыми они контактируют или к которым ездили в гости».

Сейчас представители здравоохранения страны берут на строгий контроль питьевые источники в пораженных холерой провинциях с целью остановить ее распространение, но, судя по тому, что заболевшие появились уже и в западной части страны, эту свою миссию они провалили.

Это наглядно демонстрирует недостаточность и неэффективность их усилий, что вызывает дополнительное раздражение местных жителей, по словам которых, закрываемые алжирским Минздравом водные источники вовсе не являются очагами заражений.

«Эти источники уже много лет используются нами, и до сих пор никто из нас не пострадал от каких-либо заболеваний. Почему же происходит так сейчас, что там обнаруживают какой-то вирус?» — задаются они вопросами и заявляют, что власти поступают «странно, глупо и бесчеловечно, закрывая навсегда немногочисленные колодцы и усугубляя тем самым остроту и без того тяжелой для страны водной проблемы».

Дело в том, что, закрывая зараженные по версии властей водные источники, они не предоставляют при этом альтернативные маршруты поставки воды. Причем пострадавшие от эпидемии провинции вроде Блиды год от года все сильнее страдают от нехватки воды, качество которой также неуклонно ухудшается.

Подобные настроения во многом подпитывают и представители местных властей, которые фактически выступают порой в пику властям национальным.

Так, глава кабинета главного судьи в вилайе Блиде Аит Ахмед Тахар, опираясь на результаты анализа, проведенного Алжирским водным агентством (ADE) и управлением водных ресурсов, заверил население в том, что вода в провинции чистая и безопасная.

В свою очередь, пока не поддержали версию Минздрава и работники французского Института Луи Пастера, по словам которых они продолжают исследования по выяснению происхождения этой эпидемии, одновременно проводя обеззараживание водопроводов и водных источников.

Пока же, по оценке ряда алжирских СМИ, в пострадавших от эпидемии провинциях наблюдается состояние, которое они характеризуют как «паника населения».

Распространению нервозных и панических настроений алжирского населения способствовало то, что представители властей АНДР, в том числе в рамках одного и того же ведомства, делали в связи с этим опровергающие одно другое утверждения.

Например, в течение нескольких часов Министерство здравоохранения объявляет о наличии заболевания в вилайе Медея, тогда как подчиненный ему глава отдела в той же провинции Мохаммед Чеггури категорически отрицает это.

Чтобы минимизировать панику, 26 августа премьер-министр страны Ахмед Уяхья собрал специальное заседание правительства, на котором собравшиеся очень неумело попытались успокоить кипевшие страсти. До этого ни один из профильных министров, занимающихся ситуацией, а именно здравоохранения, внутренних дел и местного самоуправления, а также водных ресурсов, не обратился к населению с обращением по поводу случившегося.

Сами же алжирские медики утверждают, что произошедшее является причиной наплевательского отношения руководства АНДР к сектору здравоохранения, доказательством чему служат регулярно проводимые его работниками акции протеста и неповиновения, нередко завершающиеся массовыми избиениями их участников полицией и жандармерией.

В любом случае, собранное Уяхьей специальное заседание лишь продемонстрировало отсутствие у алжирских властей четкое видение, как они намереваются предотвратить дальнейшее распространение эпидемии.

А это все, в свою очередь, наглядно показывает способности руководства АНДР действовать в кризисной ситуации, которые фактически сводятся лишь к выбору выжидательной позиции.

Сможет ли оно более эффективно действовать куда в более серьезных кризисных ситуациях применительно к политическому и финансово-экономическому секторам? Вопрос остается открытым.