- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О законопроекте, поощряющем национальные меньшинства Израиля к военной и альтернативной гражданской службе

Обязательному призыву на службу вооруженных силах в Израиле подлежат только евреи, включая так называемых «других» (эти термином израильская статистика именует членов смешанных семей, например, дети еврейских отцов от нееврейских матерей, которые не прошли религиозную процедуру принятия иудаизма – «гиюр» и не рассматриваются с точки зрения религиозного еврейского права в качестве евреев, однако фактически являются частью еврейского национального коллектива), друзы и черкесы. Все остальные граждане еврейского государства призываются на службу только в качестве добровольцев. В последние годы в Израиле активно обсуждается обязанность проходить службу (хотя бы альтернативную гражданскую) на всех граждан страны, невзирая на их национальность и вероисповедание. Однако инициативы такого рода наталкиваются на ожесточенное сопротивление арабских партий, которые считают недопустимой службу арабов «сионистскому государству», даже если речь идет об альтернативной гражданской службе в арабском населенном пункте и на благо его жителей (например, в качестве спасателя, помощницы воспитательницы в детском саду и т.п.).

С другой стороны недавнее принятие Кнессетом Закона о Национальности, законодательно закрепившие статус Израиля в качестве национального государства еврейского народа, вызвало недовольство со стороны определенной части друзской общины страны, вклад которой в обеспечение обороноспособности Государства Израиль бесспорен. Трое из четырех друзских депутатов Кнессета нынешнего созыва выступили против упомянутого закона. Причем двое из них представляют правые партии, входящие в состав правящей коалиции, продвигавшей Закон о Национальности.

Именно на этом фоне следует рассматривать появившееся в израильских СМИ сообщение о том, что в начале зимней сессии Кнессета на его рассмотрение будет выдвинут проект закона, предусматривающий предоставление налоговых льгот населенным пунктам национальных меньшинств, которые поощряют мобилизацию своих представителей на службы в вооруженные силы и на альтернативную гражданскую службу. В предисловии к законопроекту сказано, что его целью является стимулирование и законодательное закрепление прав тех меньшинств, которые стремятся к интеграции  в израильское общество.

Текст упомянутого законопроекта был сформулирован внепарламентским правым движением «Им тирцу» («Если вы захотите» — иврит. Начало приписываемой основоположнику политического сионизма Теодору Герцлю фразы: «Если вы захотите, это не будет сказкой»), которое стремится таким образом предоставить экономические льготы представителям лояльных к еврейскому государству представителей национальных и религиозных меньшинств. Конкретно были названы друзская, черкесская, бедуинская, христианская и арабская общины. Обычно бедуинов и арабоязычных христиан рассматривают в качестве арабского населения, однако в данном противопоставление основной массе арабов-мусульман представляет вполне оправданным по следующим причинам:

  1. В отличие от не сохранивших племенного деления оседлых арабов-мусульман («феллахов»), среди которых случаи службы в ЦАХАЛе и в Полиции Израиля являются редкими исключениями, в целом ряде бедуинских племен (особенно среди бедуинов Галилеи) служба в ЦАХАЛе в качестве добровольцев и кадровых военных достаточно распространена. В ЦАХАЛе даже существует отдельный «Пустынный патрульный батальон» («Гдуд сиюр мидбари»), который обычно называют «бедуинским батальоном», так как он укомплектован почти исключительно бедуинами.
  2. В последние годы, благодаря деятельности таких общественных организаций, как например «Форум за мобилизацию христианской общины», значительно увеличилось число молодых христиан идущих добровольцами на службу в ЦАХАЛ, в Пограничную стражу (МАГАВ) и на альтернативную гражданскую службу. Уже сейчас до 30% христиан призывного возраста идут добровольцами на службу. Обсуждается даже возможность введения обязательного призыва христиан. Одновременно с этим заметное распространение получила пропагандируемая общественной организацией «Арамейское христианское общество» идеология, согласно которой, они представляют собой остаток коренного арамейского населения, жившего в Эрец-Исраэль и в сопредельных странах, прежде всего, в Сирии и в Ливане, до арабского завоевания VII века н.э.

Что касается налоговых льгот, то согласно законопроекту, подготовленному движением «Им тирцу», они должны распространяться на те населенные пункты национальных меньшинств, в которых процент молодежи призывного возраста, мобилизовавшейся на службу в вооруженные силы или на альтернативную гражданскую службы, превышал в течение последних трех лет 70%. Практически это означает, что эти льготы незамедлительно распространятся на все населенные пункты с преобладанием друзского и черкесского населения и только на них. Однако в перспективе, при определенном повышении процента молодежи, идущей на службу, они могут распространиться и на некоторые галилейские бедуинские поселки, например Шибли и Туба-Зангария, и на христианские села Гуш-Халав (Джиш), Фасута и Меилия, в которых уже сейчас заметная часть молодежи проходит военную или альтернативную гражданскую службу.

Помимо этого, согласно сформулированному движением «Им тирцу», законопроекту, в первый день той недели, на которой в синагогах читается недельный раздел Торы «Итро», Кнессет будет проводить специальное государственное мероприятие, посвященное союзникам еврейского народа, живущим в Государстве Израиль. В его рамках будут проходить обсуждения как на пленарном заседании Кнессета, так и на заседаниях различных парламентских комиссий. Выбор недельной главы «Итро» не случаен. Итро, именуемый в русском синодальном переводе Библии Иофор, был мидианитянином, тестем Моисея, выведшего еврейский народ из египетского рабства. Согласно Библии, потомки Итро, кинийцы, были верными союзниками еврейского народа. Примечательно, что друзы считают Итро (они именуют его «Шуэйб») своим главным пророком. Многие из них склонны идентифицировать себя с библейскими кинийцами.

Поскольку «Им тирцу» — внепарламентское движение, подготовленный им законопроект намерен выдвинуть депутат Кнессета Орен Хазан (Ликуд). Он сказал в данной связи журналистам: «Государство Израиль — это еврейское государство с однозначным еврейским большинством. Так было и так будет всегда, но вместе с тем нам нельзя забывать о меньшинствах, живущие в этом государстве, которые связали свою судьбу с нашей. В эти дни, когда раскол в Государстве Израиль усиливается, причем главным образом из-за непонимания (…), я счел нужным, вместе с моими друзьями из движения «Им тирцу», что самым лучшим для преодоления этого разрыва будет законодательное признание вклада живущих в Израиле меньшинств, которые являются соратниками в строительстве государства и его защите». Уместно обратить внимание на то, то депутат Орен Хазан фактически провел в свое выступлении разграничительную черту между теми этническими и религиозными меньшинствами, которые «являются соратниками» евреев «в строительстве государства и его защите», и теми, кто таковыми не является. Не сомнения, что в качестве таковых инициаторы закона фактически не рассматривают арабов-мусульман, не принадлежащих к бедуинскими племенам, традиционно отправляющим своих сыновей на службу в ЦАХАЛ.

Депутат Орен Хазан добавил: «Нам (евреям – В.Ч.) следует помнить стих из нашего Святого Писания: «Пусть пришелец, живущий среди вас, будет для вас как коренной житель. Люби его как самого себя, ибо и вы были пришельцами в земле египетской (книга Левит 19, 34 – В.Ч.)». Эта заповедь находит свое выражение в равноправии, существующем в Государстве Израиль, в признании и в понимании иного. Это законопроект должен особо заострить историческую память еврейского народа и способствовать дальнейшему построению (гражданского – В.Ч.) общества в Израиле».

Председатель движения «Им тирцу» Матан Пелег заявил, что «речь идет о законе, имеющем историческое значение, потому что он стремится перевести признательность по отношению к тем меньшинствам, которые принимают участие  в строительстве страны, на рельсы реальной практики. Мы признательны депутату Кнессета Орену Хазану, которые поднял эту перчатку и продвигает этот важный законопроект. (…) Невозможно выжить на Ближнем Востоке не проявляя настоящего уважения и признательности по отношению к союзникам, которые связали свою судьбу с нашей судьбой. Это должно происходить не только на словах, но и на деле. Это день праздника для Государства Израиль и для сионистского проекта».

Пока трудно сказать, будет ли проект закона, который намерен выдвинуть депутат Орен Хазан, принят Кнессетом. Уместно упомянуть о том, что данный депутат весьма конфликтен и успел перессориться с массой парламентариев из различных партий, включая своих однопартийцев. Вместе с тем, само по себе обсуждение данной законодательной инициативы в Кнессете будет способствовать тому, что в конечном счете, даже если не будет принят законопроект депутата Орена Хазана, будет принят какой-то альтернативный, но сходный по сути законопроект, который запишет на свое имя другой депутат.