- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реакции турецких СМИ на российско-турецкие переговоры в Москве. Часть 4

Москву посетила представительная делегация турецких чиновников, которая включала министра иностранных дел М.Чавушоглу, министра обороны Х.Акара и главу Национальной разведывательной организации Х.Фидана. В ходе визита они встретились со своими российскими коллегами – министром иностранных дел С.Лавровым и министром обороны С.Шойгу.

Продолжаем краткий обзор реакции турецких СМИ на состоявшееся событие. Но для начала заметим самое главное: для турецких СМИ этих дней вопрос Идлиба является одним из самых освещаемых.

Каждый день, что по ТВ, что по радио, что в газетах, появляются все новые прогнозы и материалы. Представляется, что процесс будет идти по нарастающей, по крайней мере, до встречи в Астане между лидерами России, Турции и Ирана, запланированной на 7 сентября с.г.

Хотелось бы обратить внимание на статью авторства Сердара Тургута под заголовком «В то время, как в Идлибе начался обратный отсчет, что происходит в закулисье по Сирии?» (интернет-издание Haber Turk, публикация от 25 августа с.г.). Материал обращает на себя внимание тем, что в нем на первый план выведена позиция не столько России и Турции, но и Вашингтона.

Начинает автор с того, что подчеркивает единство мнения Москвы и Вашингтона касательно того, что ситуация в Сирии подходит к «концу».

Как расшифровывает автор, под словом «конец» подразумевается готовность ситуации к тому, чтобы можно было немедленно переходить к политическому процессу. И, разумеется, принципиальное значение здесь имеют самые первые шаги. По этой причине, как пишет автор, уполномоченные американские ведомства «не сводят глаз» с того, что пытаются делать Москва и Анкара. При этом, он же подчеркивает, что на этом этапе целый ряд «чувствительных вопросов» остается не урегулированным и Вашингтон продолжает по ним свой диалог с Москвой.

Далее он говорит о том, что для Турции является крайне важным понимать, что думает и какие шаги собирается предпринять Вашингтон. Вот как видит эту ситуацию Сердар Тургут.

  1. Ряд ведомств в Вашингтоне, по словам автора, полагает, что в сирийском политическом процессе инициатива упущена в пользу России. Впрочем, Трамп все еще хочет, чтобы поиск политического решения велся в рамках именно американской стратегии.
  2. Вашингтон обеспокоен попытками России и Турции, избегая столкновений, вместе найти решение. Он (т.е. Вашингтон) полагает, что это сотрудничество, с точки зрения будущего Сирии, послужит фундаментом и для других вариантов. Именно поэтому Вашингтон «маневрирует», пытаясь воспрепятствовать бесконфликтному решению вопроса Идлиба.
  3. Официальный Дамаск и Силы народной самообороны (СНС) за стол переговоров усадил Вашингтон. В первую очередь, за ним обсуждается ситуация к востоку от Евфрата, однако, курды внесли в повестку дня и вопрос Идлиба.
  4. Ильхам Ахмед, который ведет от имени ОНС переговоры с официальным Дамаском, называется автором материала «находящимся под контролем США». Он же говорит о том, что инструкции Ильхам Ахмед получил от координатора США по борьбе с «Исламским государством) (здесь и далее: ИГ, запрещенная в России террористическая организация – В.К.) Бретта Макгерка. Как пишет автор материала, СНС просит Дамаск о формировании своей автономии к востоку от р. Евфрат. В обмен они предлагают свое участие в военной операции в Идлибе. И как пишет Сердар Тургут, этот план был подготовлен США и передан в ОНС.
  5. Автор утверждает, что США пытаются спутать все карты в Идлибе, полагая, что из этого хаоса родится в итоге порядок, который они смогут контролировать. Таким образом, Вашингтон пристально следит за дипломатическими маневрами между Россией и Турцией, поскольку видит, что такая стратегия в Идлибе сможет нарушить российско-турецкое партнёрство.
  6. В Вашингтоне полагают, что даже если Дамаск не договорится с СНС о совместных действиях в Идлибе, то, все равно, шансы на достижение соглашения в отношении восточного берега Евфрата остаются высокими.
  7. При этом, что для Москвы, что для Дамаска, принципиальным является, в рамках политического процесса, обеспечение территориальной целостности Сирии и, как они не раз подчеркивали, ими не будет создаваться условий для курдской государственности. Поэтому Дамаск требует от СНС оставить регион, которые те контролируют. Впрочем, Дамаск, как указывает автор, отдает себе отчет в том, что это требование является нереалистичным. Однако, Дамаск «пробрасывает» его для достижения другого соглашения, имея в виду те запасы энергоносителей, которые в настоящее время оказались под контролем курдов. Так что, в Вашингтоне говорится о том, что все идет к образованию к востоку от Евфрата курдской культурной и административной автономии. Автор пишет об имеющейся у него информации о том, что Дамаск и СНС уже сформировали комитет, по 7 человек с каждой стороны, который работает над этими вопросами.