- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов корабельного состава ВМС Исламской Республики Иран. Часть 2

Подводные лодки

В настоящее время на вооружении ВМС ИРИ находится три дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877 ЭКМ советского производства. Китайские специалисты отмечают, что благодаря этим ДЭПЛ, иранские конструкторы смогли освоить производство торпедных аппаратов калибра 533 мм, а также скопировали образцы торпедного вооружения. Следует отметить, что в условиях малой глубины Персидского залива, экипажи лодок проект 877 ЭКМ не могут в полной мере использовать возможности рассматриваемых субмарин.

Очевидно, что в связи с необходимостью повышения боеспособности подводных подразделений Командование ВМС ИРИ приняло решение о реализации проектов по серийному строительству дизельных подводных лодок класса «мини» (водоизмещение от 100 до 1000 тонн), способных скрытно подходить на дистанцию торпедного выстрела, выполнять минные постановки на маршрутах выдвижения надводных кораблей противника  или обеспечивать высадку боевых пловцов.

По данным китайских источников, иранские военные кораблестроители при содействии северокорейских партнеров в 1990-е гг. разработали проект миниатюрной дизельной ПЛ, которой было присвоено обозначение «Сабах-15». Данная лодка обладает подводным водоизмещением 10 тонн и предназначена для доставки 3-7 боевых пловцов или подводных мин. Очевидно, что «Сабах-15» позволила иранским конструкторам отработать вопросы функционирования комплектующих национального производства. Кроме «Сабах-15», в начале 90-х гг. прошлого столетия ВМС ИРИ приобрели в КНДР девять миниатюрных подводных лодок.

На основе полученной информации, иранские и северокорейские инженеры совместными усилиями разработали проект миниатюрной лодки типа «Гадир», которая при длине 36 м и ширине 9,9 м имеет полное водоизмещение 120 тонн, максимальную подводную скорость 11 узлов (надводная 5 узлов). Максимальная глубина погружения составляет 200 м.

Лодки проекта «Гадир» оснащены двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм, в боекомплект могут входить шесть торпед или 16 мин. По оценкам китайских специалистов, основным торпедным вооружением данных ДЭПЛ являются высокоскоростные торпеды «Ноот» (иранская копия советской «Шквал»). Известно, что максимальная скорость такой торпеды достигает 200 узлов, что позволяет сделать внезапный выстрел с малой дистанции – до 7 миль.

Кроме того, торпедные аппараты позволяют обеспечить высадку шести боевых пловцов, которые могут иметь при себе как стрелковое вооружение, так и ручные гранатометы РПГ-7. Всего на судостроительном предприятии в Бендер Аббасе в период с 2004 по 2006 г. было построено 21 лодка проекта «Гадир» (стоимость одной лодки составляет 18 млн.долл.США).

В марте 2006 г. иранские специалисты спустили на воду ДЭПЛ проекта «Нахан» – предназначена для тестирования новых компонентов для перспективных лодок. В июле 2007 г. официальный Тегеран приобрел в КНДР четыре дизельных ПЛ проекта «Юго», которые при длине 20 м и диаметре корпуса 2 м имеют максимальной подводное водоизмещение 90 тонн. Дизельный двигатель обеспечивает лодке максимальную подводную скорость 10 узлов и надводную 4 узла. Лодки проекта «Юго» оснащены двумя торпедными аппаратами калибра 533 мм, которые также обеспечивают действия боевых пловцов.

По данным китайских источников, северокорейские конструкторы передали иранским партнерам техническую документацию, на основе которой вполне возможно строительство ДЭПЛ среднего класса (водоизмещение от 600 до 2000 тонн). Представляется возможным согласиться с оценками китайских аналитиков в том, что северокорейские конструкторы оказали серьезную помощь иранским кораблестроителям в разработке малоразмерных подводных лодок, которые составляют большую часть подводных сил иранского флота.

Китайские специалисты полагают, что благодаря долговременному сотрудничеству с северокорейскими кораблестроителями и информации полученной при эксплуатации дизельных ПЛ перечисленных выше, конструкторы судостроительного предприятия в г.Энзели разработали проект дизель-электрической лодки «Фатех» (с опорой на документацию по ДЭПЛ проекта 206, пр-во Германии), которая при длине 50 м имеет полное водоизмещение 600 тонн. Вторая и третья лодки данного проекта были построены на судостроительном предприятии в г.Бендер-Аббас и переданы в соответствующее подразделение КСИР.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий полагают, что лодки проекта «Фатех» построены по традиционной двухкорпусной схеме. Силовая установка лодки состоит из двух дизельных двигателей мощностью 400 (450) кВатт, которые обеспечивают плавание лодки в надводном положении и заряжают несколько блоков аккумуляторных батарей, питающих электрические двигатели мощностью 400 (440) кВатт. Силовые агрегаты передают крутящий момент на вал, который обеспечивает  вращение пятилопастного винта.

Рулевые механизмы лодки выполнены по крестообразной традиционной схеме, поскольку иранским специалистам пока недоступна информации о более современной Х-образной схеме, которая более актуальна для безопасного плавания в условиях малых глубин. Следует отметить, что для улучшения маневренности в подводном положении иранские конструкторы разместили дополнительные выдвижные горизонтальные рулевые поверхности в носовой части

Наблюдения за обстановкой на поверхности, расчет дальности пуска торпед, ведение радиотехнической разведки и забор воздуха для дизельных двигателей  обеспечивают соответствующие выдвижные устройства.

По данным китайских источников, данные лодки предназначены для проверки и испытания различных компонентов – гидроакустических станций, систем гашения вибрации и шумов. Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают высокий уровень автоматизации процессов управления на лодках проекта «Фатех». Анализ фото- и видеоматериалов показывает, что иранские конструкторы смогли создать цифровые боевые информационно-управляющие системы. Боевые посты оснащены широкоформатными мониторами и многофункциональными жидкокристаллическими экранами.

К недостаткам лодок проекта «Фатех» следует отнести следующее. Во-первых, пятилопастный винт не позволяет в полной мере реализовать крутящий момент, поступающий от силовых установок. Во-вторых, гребные винты подобной конструкции демаскируют лодку перед надводными кораблями вероятного противника. В-третьих, на рассматриваемых лодках отсутствует специальное покрытие корпуса, повышающее скрытность лодки в акустическом и магнитном спектрах. В-четвертых, ДЭПЛ рассматриваемого проекта обладают крайне слабыми возможностями по обнаружению целей, что продиктовано особенностями конструкции активно-пассивной гидроакустической станции (ГАС), расположенной под носовым обтекателем. Китайские специалисты отмечают, что для повышения эффективности на данной лодке необходимо разместить конформные антенны ГАС.

Также, в распоряжении ВМС ИРИ находится две лодки проекта Qaem (одна дислоцирована в ВМБ «Энзели», вторая на ВМБ «Бендер-Аббас»). По данным китайских источников, это самые большие подводные лодки  иранского производства – подводное водоизмещение достигает 1200 тонн. Данные лодки оснащены четырьмя (по другим данным шестью) торпедными аппаратами калибра 533 мм, которые позволяют осуществлять пуск торпед типа СЕТ-71/96, 53-65, ракето-торпед «Шквал» и противокорабельных ракет типа «Клаб-С». В торпедном отсеке предусмотрено место для размещения от 8 до 12 единиц торпедного/ракетного вооружения.

По данным китайских специалистов, представители ВМС ИРИ проводят переговоры с российской стороной о приобретении новых торпед и противокорабельных ракет.