- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-политической обстановки вокруг Ирана

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное знание» с момента выхода США из СВПД военно-политическая ситуация вокруг Ирана постепенно ухудшается. Китайские специалисты выделяют несколько причин того, что США вышли из многосторонних договоренностей по иранской ядерной программе и проанализировать их последствия.

Причина первая. Военно-политическое руководство США во взаимодействии с региональными союзниками намерено серьезно ослабить военные и экономические возможности Ирана и изменить геополитическую карту региона. Для выполнения первого пункта американские военные и специальные службы  при содействии партнеров из Королевства Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратов и Иордании продолжают поддерживать террористические и антиправительственные группировки в Сирийской Арабской Республике для борьбы с которыми официальный Дамаск вынужден просить помощи у Москвы и Тегерана.

Как отмечают китайские наблюдатели, если российские военные присутствуют в Сирии на протяжении последних трех лет, то иранские «добровольцы» из числа военнослужащих подразделений Вооруженных сил, отряды специального назначения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и шиитской милиции «Басидж» ведут борьбу с исламистами на протяжении последних семи лет – с начала внутреннего вооруженного конфликта.

В отношении отрядов «Басиджа» китайские специалисты отмечают, что это наиболее подготовленные вооруженные формирования шиитов, которые получили большой опыт ведения боевых действий в Ираке и Сирии в ходе борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), а также в процессе противодействия агрессии стран аравийской коалиции в Йемене.  Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что присутствующие в Сирии, Ираке и Йемене шиитские воинские формирования стараются группироваться вокруг отрядов «Басидж», командное звено которых представлено профессиональными иранскими военными.

Особо следует отметить, что по мере ослабления исламистских группировок американские военные стали использовать против иранских военных отряды курдского ополчения, которые были выведены из Африна, Манбиджа и других районов Сирии, которые взяты под контроль подразделений Сухопутных войск Турецкой Республики. Иранским «добровольцам», а также отрядам КСИР и «Басидж» пока не хватает личного состава и вооружения для  выдавливания турецких военных и по этой причине их основной объект внимания – американские и европейские военные, которые выполняют специальные задачи на территории Сирии. Эпизодические боестолкновения иранских формирований с американскими военными также повлияли на решение президента США о выходе из СВПД.

Очевидно, что в этой ситуации американские специалисты приняли решение об «опосредованной игре против Ирана в долгую», т.е. благодаря системе военных баз и опорных пунктов ВС США будут поддерживать исламистов и курдов, которые в свою очередь продолжат боевые действия против иранских военных. Подобное противостояние потребует дополнительных  финансовых расходов от Тегерана, а также выделения новых человеческих ресурсов для поддержания своего военного присутствия в Сирии.

В этой связи необходимо отметить, что долговременное участие Ирана в сирийском и йеменском (в меньшей степени) вооруженном конфликтах вызывает серьезно недовольство у населения, поскольку данные военные операции требуют значительного количества финансов, которые могли бы быть инвестированы в малое и среднее предпринимательство. Кроме того на широкие массы населения негативно виляют потери среди иранских подразделений.

Китайские специалисты отмечают, что самым оптимальным вариантом обеспечения повседневной и боевой деятельности иранских формирований является «воздушный мост» между Ираном и Сирией, который функционирует за счет военно-транспортных самолетов Ил-76 (в ВВС ИРИ 8 самолетов) и С-130 (в настоящее время в ВВС ИРИ 18 самолетов). Остальные транспортные самолеты требуют серьезного ремонта, либо по своим характеристикам не соответствуют поставленным задачам.

Китайские специалисты указывают, что подразделения военно-транспортной авиации ВВС ИРИ  нуждаются в новых самолетах и в серьезном ремонте действующих летательных аппаратов. В решении первого вопроса содействие могут оказать только предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР, обладающие достаточными производственными мощностями для оперативного изготовления партии средних турбовинтовых транспортных самолетов «Юнь-9», которые позволят иранским военным снять с вооружения устаревшие С-130 (практически исчерпали летный ресурс).

В решении второго вопроса подразделениям ВТА ВВС ИРИ могут помочь только российские специалисты – предприятие «Авиастар-СП», которое специализируется на ремонте и модернизации Ил-76. Китайские специалисты отмечают, что хотя «Авиастар-СП» загружено заказами для ВКС РФ, однако поддержание боеспособности такого ключевого регионального союзника как Иран является первостепенной задачей для официальной Москвы на данном этапе расширения и обеспечения присутствия на Ближнем Востоке.

Причина вторая. США при содействии Израиля намерены затормозить развитие ядерной программы Ирана при помощи ограниченного ракетно-бомбового удара по соответствующим производственным объектам. Как отмечают китайские аналитики, экономические санкции, которые были введены странами Запада, не оказали радикального влияния на ядерную программу Тегерана. Примером того, что экономическое давление практически не имеет эффекта в отношении стратегических программ является КНДР.

По оценкам китайских специалистов, ракетные удары по реакторам и заводам по обогащению урана позволят сдержать ядерную программу Ирана на 5 или 10 лет, однако вполне вероятно, что американские и израильские военные проведут более масштабную воздушную операцию, в ходе которой будут нанесены удары по всем инженерным и исследовательским объектам. Подобная операция потребует от нескольких дней до нескольких недель. Для противодействия массированным налетам авиации ВВС США и Израиля иранским военным необходимо провести передислокацию подразделений ПВО в которых проходит службу 18000 человек.

В настоящее время на вооружении подразделении ПВО ИРИ находятся ЗРК MIM-23 Hawk (пр-во США), Rapier (пр-во Великобритания), «Красное знамя -2J» и «Красное знамя 7» (пр-во КНР), а также С-75, 2К21, С-200 советского производства и С-300ПМУ2 российского производства. Китайские специалисты полагают, что для отражения массированного налета иранские военные задействуют свои истребительные подразделения, которые укомплектованы истребителями американского и советского производства, однако боеготовность этих авиационных частей находится под большим вопросом, поскольку ресурс самолетов исчерпан и их полет может стать последним для большинства летчиков.

По данным китайских источников, военно-политическое руководство РФ санкционировало отправку специалистов и комплекта сменно-запасных частей для проведения ремонта 40 боевых самолетов ВВС ИРИ . Вероятно, в строй будет возвращена часть истребителей МиГ-29А (было поставлено 28 ед.), фронтовых бомбардировщиков Су-24 (было поставлено 24 ед.) и штурмовиков Су-25К (было поставлено 7 ед.).

По данным китайских источников, в случае проведения широкомасштабной воздушной операции ВВС США и Израиля рассчитывают ослабить не только ядерную промышленность, но и в целом спровоцировать распад Ирана за счет ударов по объектам нефтегазовой промышленности, которые сосредоточены в западной части страны. Дефицит электроэнергии, топлива, а также продуктов питания должен спровоцировать национальные меньшинства, проживающие в западных и северо-западных районах (сельскохозяйственный центр Ирана) на сепаратистские выступления и отделение от Тегерана.

Очевидно, что в качестве ответа ВС ИРИ применят оперативно-тактическое ракетное вооружение, а именно ракеты «Скад-Б» (около 300 ед.), «Скад-С» (около 60 ед.), М-7 (около 150 ед.) и Fateh-110, дальность пуска которых позволяет поражать военные объекты на территории КСА. Кроме того, могут быть применены баллистические ракеты средней дальности «Метеор 3», позволяющие поражать цели на территории Израиля.

По данным китайских специализированных изданий указанный арсенал распределен между четырьмя ракетными бригадами, дислоцированными в Хамадане, Исфахане и Ширазе.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что некоторые китайские аналитики откровенно высказываются о том, что в современных условиях для обеспечения стабильности в Иране необходимо направить воинский контингент НОАК, разместить надводные корабли и начать строительство военно-морской базы. Подобные меры позволят гарантировать безопасность китайских инвестиций в нефтегазовые и другие иранские проекты. Руководство КНР осознает, что в случае начала вооруженного конфликта резко вырастет стоимость углеводородного сырья, что негативно скажется на функционировании большинства предприятий внутри КНР.

Именно на основе мощного и постоянного военного присутствия в Иране военно-политическое руководство КНР сможет обеспечить расширение «зоны влияния юаня», реализацию крупных энергетических проектов – повысит свой статус в мире и гарантирует себе стабильное экономическое развитие, торможение и нарушение которого и есть основная цель Вашингтона.