- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов ухудшения военно-политических контактов между США и Пакистаном

Как сообщают СМИ КНР, 11 августа 2018 г. президент США Дональд Трамп приостановил действие Программы международного военного обучения и подготовки (International Military Education and Training Program, IMET) в рамках которой с 1976 г. в различных военных учебных заведениях США проходили подготовку офицеры Вооруженных сил Пакистана. Известно, что данная программа является частью «Закона США об по контролю за экспортом вооружений и военной техники». В результате решения руководителя Белого дома в 2018 г. было сокращено 66 учебных мест для пакистанских военных.

По данным китайских источников, стоимость подготовки одного офицера ВС Пакистана на долговременной программе составляет 2,41 млн долл. США. Следует отметить, что приостановка программы IMET является вторым решением президента США Дональда Трампа после того, как в январе он заблокировал выделение 1,15 млрд долл США (по другим данным около 2 млрд.долл.) в рамках программы военно-финансовой поддержки Исламабада. По словам Трампа  «США на протяжении последних 15 лет, бездумно выделили Пакистану 33 млрд долл. США на военные нужды».

Как сообщают китайские обозреватели, решение президента США о прекращении финансовой помощи Пакистану повлекло за собой многочисленные митинги и демонстрации мирного населения, которое неоднократно подвергалось «ошибочным» бомбардировкам и обстрелам со стороны ВВС США в период с 2001 по 2013 гг. – потери среди гражданского населения оцениваются в 70000 человек. По подсчетам китайских экономистов за указанный период Пакистан понес серьезные экономические потери – из-за «афганской кампании» официальный Исламабад  недополучил доходов в размере 100 млрд долл. США.

Китайские аналитики обратили внимание на резкую отрицательную реакцию министра обороны США Джеймса Мэттиса, который откровенно сообщил президенту о том, что закрытие программы IMET в совокупности с прекращением финансовой поддержки приведет к ослаблению возможностей ВС США как на «афганском направлении», так и в аспекте реализации «Индо-тихоокеанской стратегии».

По данным китайских источников, за прошедшие 40 лет на территории США прошло подготовку значительное количество старших и  высших офицеров ВС Пакистана, в том числе и высокопоставленные офицеры из Межведомственной разведки (англ. Inter Services Intelligence). Основным учебным заведением, которое принимало пакистанских военных на долгосрочные программы обучение является Военный институт Сухопутных войск ВС США (штат Пенсильвания, г. Карлайл), в котором ежегодно было зарезервировано более 10 мест для пакистанских военных. Кроме представителей СВ в США проходили подготовки офицеры Военно-морского флота – в Военном институте и в Институте службы штабов ВМС США.

Китайские специалисты отмечают, что долгосрочная программа IMET была стратегически оправданной для США, поскольку позволяла устанавливать прочные, дружественные контакты с будущими высокопоставленными пакистанскими военными, вести обмен информацией на доверительной основе. Для американских военных и специальных служб программа IMET была инструментом влияния на военно-политическое руководство Пакистана в случае решения спорных и острых вопросов при неудачных операциях или случайных бомбардировках пакистанских военных вблизи границы с Афганистаном.

Кроме того, американские спецслужбы регулярно «заминали» проблемные ситуации с неудачным применением разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые наносили удары по объектам инфраструктуры террористов, расположенных на территории Пакистана.

Американские и пакистанские аналитики отмечают, что решение президента США об приостановке программы IMET носит пагубный характер и нанесет больший вред самим США нежели Пакистану, поскольку американским военным необходимы пакистанские полигоны для обучения действиям в условиях Афганистана.

В этой связи следует отметить, что в нескольких высших учебных заведениях ВС Пакистана на ротационной основе работают преподаватели из ВС Великобритании, Германии, Франции, Канады, Австралии, Турецкой Республики, Королевства Саудовская Аравия и Китайской Народной Республики. Иностранные преподаватели следуют исключительно высоким стандартам и предъявляют самые жесткие требования к молодым офицерам, что гарантирует минимальное количество инцидентов, как при повседневной деятельности войск, так и в ходе войсковых или антитеррористических операций.

Китайские специалисты отмечают, что благодаря иностранным преподавателям военнослужащие ВС Пакистана получают адекватные знания в вопросах стратегии, тактики и оперативного искусства с учетом использования вооружения и военной техники западного производства. Следует отметить, что офицеры ВС Пакистана убывают на зарубежные стажировки только при условии, что они входили в число лучших слушателей на курсе, имеют исключительно положительные рекомендации от преподавателей и командиров и не имеют взысканий по службе.

По данным китайских источников, в настоящее время пакистанские военные проходят подготовку в Университете национальной обороны КНР, Даляньском институте сил флота ВМС НОАК, Авиационном университете ВВС НОАК и нескольких других высших учебных заведениях. С учетом реорганизации системы высшего военного образования в КНР наибольшее количество пакистанских слушателей проходит подготовку именно в УНО КНР, где, прежде всего, получают знания о тактике и оперативном искусстве Сухопутных войск. Кроме того, китайские и пакистанские военные на регулярной основе проводят двусторонние учения подразделений ВВС («Шахиин»), ПВО, ВМС («Дружба», «Мир»), Сил специальных операций на полигонах двух стран.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что прекращение программы IMET не будет иметь решающего значения для ВС Пакистана, поскольку военно-политическое руководство может обратиться за содействием к проверенному партнеру – КНР  с просьбой об увеличении количества стипендий/грантов. Другим и очень важным моментом является то, что пакистанские военные достигли понимания с руководством ВС РФ о возможности проведения подготовки в российских военных учебных заведения и центрах – подписано соответствующее соглашение.

По данным китайских обозревателей, пакистанские военные достаточно высоко оценивают профессиональный уровень подготовки российских военных, высказывают намерения о более детальном знакомстве с российской военной техникой и даже приобретении таковой в условиях серьезного кризиса в американо-пакистанских военно-политических отношений. Наибольший интерес у пакистанских военных вызывают истребители Су-35С и ударные вертолеты Ми-35, которые продемонстрировали свои возможности в ходе операций по борьбе с исламистами в Сирийской Арабской Республике.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в том, что прекращение военной помощи Пакистану повлечет за собой серьезные последствия для американского воинского контингента, дислоцированного в Афганистане. В качестве первой ответной меры, руководство ВС Пакистана остановило работу каналов передачи разведывательной информации, которые были налажены после террористических актов 11 сентября 2001 г.

Очевидно, что президент США Дональд Трамп хочет создать такие условия, при которых Дж.Мэттису останется только «сложить руки» и объявить о выходе из Афганистана, что вполне соответствует установкам Д.Трампа о том, что «афганское руководство должно само решать свои проблемы». Соответственно, с уходом США из Афганистана продолжит расти угроза террористической активности, которая будет напрямую влиять на общую безопасность региона и на реализацию проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора», что вполне выгодно Вашингтону, который ведет откровенную экономическую войну против КНР.