- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О солидарной позиции ООН и США по ситуации в Сирии

Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура предложил варианты по недопущению наихудшего сценария в сирийской провинции Идлиб, в том числе организовав гуманитарный коридор для временной эвакуации мирных жителей из города. Об этом он заявил, выступая на пресс-конференции в Женеве в четверг 30 августа. «Существуют способы спасти людей, но для этого нам потребуется сотрудничество и гарантии со стороны правительства [Сирии] об их благополучии и присутствии гуманитарных организаций, — сказал он. — Один аспект — не допустить военной эскалации и дать больше времени на переговоры, второй — позволить и облегчить достойный доверия гуманитарный коридор. Разрешить и содействовать организации временного коридора, чтобы позволить мирному населению на время перейти в более безопасную зону. Но эти зоны с большой вероятностью будут подконтрольными правительству, поэтому потребуется конструктивная и эффективная поддержка с его стороны и присутствие ООН». «Если это будет реализовано, то у трех стран-гарантов будет больше времени, чтобы найти способы избежать наихудшего сценария развития событий», — заключил спецпосланник генсека ООН по Сирии. При этом де Мистура, в ответ на уточняющий вопрос журналиста, пояснил, что еще не обсуждал с правительством и странами-гарантами создание такого коридора. «Я использую возможность, чтобы объявить об этом публично сегодня через вас», — ответил он. Де Мистура пояснил, что не поднимал этот вопрос, поскольку надеется, что именно три страны-гаранта, «в частности Турция и Россия, возможно сами обсуждают это с правительством». Идлиб — это единственный регион Сирии, который остается сейчас в руках незаконных вооруженных формирований. В 2017 году там была создана северная зона деэскалации, куда могут переместиться боевики с семьями, отказавшиеся от примирения и добровольного сложения оружия. Ответственность за поддержание стабильности в провинции несет Турция, которая является вместе с Россией и Ираном гарантом перемирия в Сирии. В этой связи отметим, что собственно ничего удивительного в этом заявлении нет, поскольку позиция Стаффана де Мистуры в принципе четко синхронизируется по этому вопросу с позицией Вашингтона. И основные контуры такой солидарной позиции были согласованы на встрече спецпосланника ООН и госсекретаря США М.Помпео 15 августа в Вашингтоне. Обращает на себя внимание основной тезис американцев, который был поддержан де Миструой: речь о восстановлении Сирии, по мнению Помпео, не должна вестись до проведения конституционной реформы и «свободных» выборов. При этом должен быть «предотвращен гуманитарный кризис в Идлибе», это выдвигается как условие для одобрения США международного формата усилий по восстановлению САР. Надо отметить, что в данном случае американцам удалось предсказуемо договорится по этой теме с ООН, что делает предполагаемую военную операцию в Идлибе со стороны Москвы и сирийских правительственных сил проблематичной с точки зрения международного «зонтика». Такая позиция ООН по Идлибу и путям разрешения ситуации там в общем-то не является случайной. После ликвидации зоны деэскалации на юге Сирии представители ООН на разных уровнях четко дали понять, что они возражают против продолжения практики Москвы и Дамаска по ликвидации таких анклавов сопротивления путем комбинации «кнута и пряника», то есть сочетанием военных операций с выселением непримирившихся боевиков и членов их семей.

Попытки Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) возложить на Дамаск вину за теракты, совершенные террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в сирийской провинции Эс-Сувейда, дискредитируют это управление. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в связи с заявлениями УВКПЧ о том, что нападения были совершены вывезенными в Эс-Сувейду боевиками в рамках якобы имевшей место сделки между сирийским правительством и ИГ. «Попытки возложить на правительство Сирии вину за теракты, совершенные ИГИЛ (прежнее название ИГ) на юго-западе страны, грубо искажают реальную ситуацию в Сирии, — сказала она. — Мы рассматриваем очередные спекуляции в данном случае, к нашему большому сожалению, ооновцев над трагедией людей, пострадавших в ходе теракта, как дискредитирующие верховного комиссара ООН по правам человека и возглавляемое им управление». Ранее официальный представитель УВКПЧ Равина Шамдасани заявила, что боевики ИГ, учинившие зверства в Эс-Сувейде, ранее были эвакуированы туда из других районов Сирии в рамках «соглашений о примирении». Она пояснила, что, согласно сведениям УВКПЧ, эти соглашения «давали выбор вооруженным группам: примириться с правительством или быть перемещенными в другие районы страны, которые не находятся под контролем правительства». В этой связи Шамдасани призвала правительство Сирии «не ставить под угрозу» жизнь гражданских лиц. Напомним, что 25 июля в провинции Эс-Сувейда на юге Сирии было совершено несколько терактов. Сначала мощный взрыв прогремел в районе рынка Сук-эль-Ходра в административном центре провинции Эс-Сувейда (92 км от Дамаска). Затем поступили сведения о взрыве в районе Эль-Мусаллех. Теракты сопровождались нападением боевиков на населенные пункты в окрестностях города. Не согласимся с представителем российского МИДа: речь идет не о дискредитации УВКПЧ, а о демонстрации солидарной позиции ООН по этому вопросу. В том числе и с Вашингтоном. И это был первый звонок. Последние заявления генсека ООН Антониу Гутерриша по этой теме сомнений в таком выводе не оставляют. Заявление генсека ООН по Идлибу говорит о его поддержке позиции США, Франции и Великобритании. Об этом заявил в четверг 30 августа журналистам постпред Сирии при ООН Башар Джаафари. «Мы удивлены сделанным накануне заявлением генерального секретаря, показавшим его поддержку позиции тех стран, которые напрямую угрожали моей стране и моему правительству в своих недавних высказываниях», — отметил он. 29 августа Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил о возможности гуманитарной катастрофы в провинции Идлиб в случае военной операции в этом регионе Сирии. Он также обратился к трем странам — гарантам Астанинского процесса (Россия, Иран, Турция) с призывом активизировать усилия для нахождения мирного решения ситуации. Генеральный секретарь вновь повторил, что «любое использование химического оружия абсолютно неприемлемо». В этом контексте он призвал «правительство Сирии и все стороны проявлять сдержанность и уделять первоочередное внимание защите гражданских лиц». В этой ситуации надо признать, что по вопросу Идлиба площадка ООН российской дипломатией проиграна.
Между тем, по данным российских МИД и МО, в Идлибе власть поделена террористами из «Хайат Тахрир Аш Шам» (ранее «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России) и экстремистами из «Ахрар Аш-Шам», «Нураддин аз-Зинки» и прочих джихадистских группировок, спокойно действует «Аль-Каида» (группировка «Хуррас Ад-Дин»), вольготно себя чувствуют международные террористические группы типа «Хизб ат-Туркестан аль-Ислами» или «Аджнад Кавказ». При этом лидеры этих формирований заявляют о невозможности диалога с Дамаском и отсутствии каких-либо перспектив отношений со светской Сирией, кроме военного противостояния. Они арестовали уже порядка 500 сторонников переговоров с правительством из числа местных гражданских активистов (оппозиционных), старейшин и полевых командиров отдельных формирований Сирийской свободной армии (например бывшего подполковника сирийской армии Ахмада аль-Канатри, который в 2015 году был освобожден из тюрьмы «Джебхат ан-Нусры» в Восточной Гуте и уехал на родину в Идлиб, или двух командиров «Куат Шахид Ахмад аль-Абдо», переехавших в Идлиб из Восточного Каламуна). На этом основании делается вывод о том, что гуманитарный кризис в Идлибе налицо, и для США предельно важно будет обвинить Дамаск  и его союзников в попытке усугубить этот кризис, нежели чем реально бороться с радикалами. В этой связи отметим еще раз, что, кроме упомянутой «Хайат Тахрир аш-Шам», все остальные группировки находятся в плотной орбите влияния Анкары. Отсюда простой вопрос: кто конкретно арестовывает сторонников мирного диалога с Дамаском? Есть все основания полагать, что такую зачистку возможной «пятой колонны» в своих рядах ведут прежде всего протурецкие группы. Именно они же активно задействованы, по данным российских военных, и в организации провокации с использованием химического оружия в районе Джиср эш-Шугур. Отсюда простой вывод о том, что основными оппонентами, которые возражают против военной операции в Идлибе, являются турки, с которыми и предстоит договариваться. Все остальные участники этой истории, включая США и тем более ООН, в данном случае больше статисты. Отсюда и принципиальная важность предстоящей российско-иранско-турецкой встречи. Трехсторонний саммит РФ, Турции и Ирана по урегулированию в Сирии пройдет 7 сентября в иранском Тебризе. Об этом во вторник заявил губернатор провинции Тебриз Маджид Ходабахш, сообщает агентство Мехр. «Трехсторонний саммит с участием лидеров России, Ирана и Турции, посвященный вопросу урегулирования в Сирии, пройдет 7 сентября в Тебризе», — сказал Ходабахш. Он добавил, что «в этот день ожидается приезд Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана, а также Хасана Роухани». Вот там все и будет решено. Или нет, но в любом случае военной операции (пусть и в ограниченном масштабе) избежать уже не получится.
Еще один характерный момент, на который обращают внимание российские эксперты, по итогам встречи Помпео с де Мистурой. Госсекретарь США ссылается на успехи американской дипломатии в привлечении зарубежных средств к восстановлению неподконтрольных официальному Дамаску северо-восточных районов Сирии. Речь идет о заявлениях арабских монархий Персидского залива о выделении сотен миллионов долларов на «восстановление дорог, школ, транспортной инфраструктуры» и всего прочего, уничтоженного авиацией возглавляемой США антитеррористической коалиции. При этом отмечается, что, во-первых, никакие работы еще не начаты. Во-вторых, радение аравийских монархий о будущем «демократической Сирии» выглядит сомнительно. Скорее речь усилении влияния на местные суннитские племена и попытке нейтрализовать заодно и курдский фактор, из-за которого Турция имеет повод вмешиваться в сирийские и иракские дела, а Иран — продвигать свои интересы (в рамках «работы» с Рабочей партией Курдистана (РПК) и прочими курдскими акторами). В этой связи отметим, что с нашей точки зрения курдский фактор аравийские монархии в принципе не волнует. Их волнует исключительно иранская экспансия, но при этом в рамках ее сдерживания речи о восстановлении севера Сирии речь не идет в принципе. Ровно по той причине, что восстанавливать что-то аравийцы (прежде всего Саудовская Аравия) в Сирии не будут, пока там не будет создана устраивающая их политическая модель. На севере доминируют проамериканские курды, и помогать им Эр-Рияд не будет в силу общего арабского негативизма к ним. Как бы американцы этого и не хотели. Поясним, что мы сейчас говорим о реальном восстановлении экономики, а не о эпизодических подачках в угоду Вашингтону.