- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проект Стамбульского канала: маршрут новый – проблемы старые?

15 января 2018 г. министр транспорта и морских коммуникаций Турции Ахмет Арслан анонсировал окончательный вариант маршрута Стамбульского канала, заявив, что в течение года будет проведен тендер на строительство. Правительство обещало что  «дноуглубительные работы»  не  повлияют на грунтовые воды (в свое время было даже сделано сообщение, что таковые отсутствуют на маршруте)[i] [1]. Однако учёные-геологи  – академик Хакан Алп и доктор Халук Эйидоган, сообщают о наличии трёх «активных» линиях разлома в районе озера Кючюкчекмедже (со смещением пород по поверхности разлома), предупредив о серьёзной опасности  в случае землетрясений. Опасность землетрясений угрожает и в случае земляных работ в районе озера Кючюкчекмедже, поскольку в этом пункте маршрута предполагается изъять  до   3 млн. тонн земли[ii] [2]. Строительство канала планируется в одной из наиболее опасных сейсмических зон и предупреждения геологов не могут быть проигнорированы.

Другая проблема – археологические раскопки. На берегу озера Кючюкчекмедже,  находится археологическая сокровищница: Батонея —  развалины древнего византийского портового города. В случае строительства Стамбульского канала, большая часть Батонеи  может оказаться под водой. К северу от Кючюкчекмедже вдоль запланированного маршрута  лежит еще более древний археологический участок: пещера Ярымбургаз, территория одного из старейших поселений Европы[iii] [3]. Что будет дальше с этим культурными памятниками – не известно.

Неизвестно и как решится вопрос о  переселении людей из населённых пунктов, оказавшихся на предполагаемом маршруте – деревень Арнавуткёй  и Дурусу.  Министр транспорта и морских коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил, что вопрос об этом решается.  Некоторым землевладельцам не повезёт, если их участки окажутся в зоне строительства. Правительство может конфисковать их землю в том случае, если владельцев не устроит цена компенсаций[iv] [4]. Поэтому отношение населения «проблемных» деревень к стамбульскому проекту неоднозначно. С одной стороны, ряд жителей выступили сразу против строительства, опасаясь ликвидации своих домов. В ходе встречи с населением, состоявшейся 27 марта 2018 г. по инициативе властей, разъяснявших цели Стамбульского канала, произошли столкновения с полицией. С другой стороны, жители деревни Дурусу, не возражая против самого строительства, заявили, что не покинут родные места[v] [5]. Таким образом, судебные разбирательства будут неизбежны.

Строительство нового канала, который соединит между собой Мраморное и Чёрное море, предполагает, что с момента его запуска большие танкеры не смогут использовать водное пространство Босфора для навигации. Воды Босфора наполнят круизные суда и яхты, что должно значительно снизить уровень загрязнения в проливе. Однако независимые экологи в один голос говорят о том вреде, который канал нанесет окружающей среде, о том, как изменится водная среда Мраморного и Чёрного морей, о сейсмической опасности. Многие эксперты-политологи сомневаются в целесообразности строительства искусственного водного пути при наличии естественного Босфора[vi] [6]. Говорить так у экспертов есть все  основания, поскольку экология – ахиллесова пята стамбульского проекта. 45-километровый канал будет проходить от Мраморного моря через озеро Кючюкчекмедже к Чёрному морю – т. е. путь Стамбульского канала лежит  через леса, поля и источники пресной воды. Власти в лице Арслана обращают внимание на создание дополнительных «зеленых» зон, проведение экологических оценок, тщательном исследовании маршрута. Однако уверения об экологической экспертизе не могут удовлетворить противников Стамбульского канала, поскольку исследование почв вдоль запланированного маршрута поручено ТОКI – правительственному агентству по развитию жилья, заинтересованному в положительной оценке проекта[vii] [7].  В декабре 2017 г.  Палата инженеров-экологов Стамбула публично потребовала, чтобы Министерство транспорта опубликовало  полный отчет о воздействии Стамбульского канала на окружающую среду. Однако полностью отчет еще не опубликован. Арслан лишь заявил, что его министерство уже пересмотрело все экологические и климатические факторы, в том числе влияние ветров и глубоководных течений  при  входе  в Чёрное море и Мармару[viii] [8].

Экологи утверждают, что проект погубит последние лесные массивы севернее Стамбула, которые нередко называют «лёгкими» Стамбула. В Стамбульской палате инженеров-геологов считают, что первоначальный вариант  отчета не учитывает ряд важных факторов, которые делают проект нежизнеспособным. По мнению этой организации, проект может серьезно повлиять на климат, баланс минералов и питательных веществ в Чёрном море и будет истощать уровень кислорода в Мраморном море[ix] [9]. Председатель Стамбульского филиала палаты архитекторов Акиф Бурак Атлар заявил, что с экологической точки зрения, канал не имеет смысла, поскольку только усилит неконтролируемый рост городских предместий в ущерб окружающей среде и местному населению[x] [10]. Столь же категоричны в своих оценках были и  члены  профессиональных и общественных организаций на встрече в Стамбуле и в муниципалитете Арнавуткёй[xi] [11]. По общему мнению, проект Стамбульского канала – это большие планы без экологической оценки.

С проблемой экологии тесно связан вопрос о водоемах. На сегодняшний день, около 40%; воды в Стамбуле поступает с европейской стороны города, которая в соответствии с экологическими оценками самого правительства, будет сильно затронута строительством канала и третьего аэропорта Стамбула[xii] [12]. В этом случае  прокладка маршрута Кючукчекмедже – Сазлидере – Дурусу может полностью уничтожить источники пресной воды к западу от исторической столицы Турции. Плотина Сазлидере  расположенная к северу от озера Кючюкчекмедже, после открытия канала  будет заполнена водой. Около 13 районов  Стамбула берут воду из этого озера. Между тем ранее  засуха несколько раз приводила Стамбул к дефициту воды. Засушливое лето  2008 г. истощила запасы городских водохранилищ до 25 %, засуха в 2014 г. до 29 % [xiii] [13]. Таким образом,  канал будет заполнять соленой водой источники пресной воды, исчерпанность которых  на сегодняшний день и так уже достигла критического уровня.

Таким образом, анализ «географии» Стамбульского канала показывает, что проектировщики представили маршрут Стамбульского канала пока еще явно в сыром виде – ситуация характерная для канала «Стамбул» в целом. Вопрос о том, сумеют ли турки исправить очевидные недостатки в проектировании маршрута, пока остается без ответа. До заветной даты – 2023 г., остается всего пять лет и в случае, если политическая воля президента Р.Т.Эрдогана, как и прежде возьмет верх над доводами специалистов, Турция вместе с  дополнительным водным путем (если он будет построен) может получить для себя и дополнительные проблемы.

[i] [14]Transportation minister unveils final 45-kilometer route of Kanal Istanbul project. URL:https: //www.dailysabah. com/business/2018/01/15/transportation-minister-unveils-final-45-kilometer-route-of-kanal-istanbul-project [15].

[ii] [16]Kanal İstanbul Projesi’nin güzergahında 3 fayçıktı.URL:  http://www.denizhaber.com.tr/kanal-istanbul-projesinin-guzergahinda-3-fay-cikti-haber-80257 [17].

[iii] [18]Outdoing Panama: Turkey’s «Crazy» Plan to Build an Istanbul Canal. By James Helicke// ORIGINS Current Events  in Historical Perspective.  Vol. 4, issue 11 — august 2011.URL:http://origins.osu.edu/article/outdoing-panama-turkey-s-crazy-plan-build-istanbul-canal/page/0/1 [19].

[iv] [20] Петров Е. Чем пахнет мечта Эрдогана. Турция решила начать самую грандиозную стройку в своей истории). URL: http://www.fergananews.com/articles/9751 [21].

[v] [22]Çok konuşulan o köy havadan görüntülendi! Yatırımcı akın etti.URL: http://www.hurriyet.com.tr /ekonomi/ cok-konusulan-o-koy-havadan-goruntulendi-yatirimci-akin-etti-40712447.

[vi] [23]Саетов И. Г. Остров Стамбул.Новый Босфор – национальный проект Эрдогана для «новой Турции». URL: https://Саетов И. Г. Остров Стмабул www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/05/75391-ostrov-stambul.

[vii] [24] Istanbul turkey grand canal plan RecepTayyip Erdogan.  URL: http://www. politico.eu/article/istanbul-turkey-grand-canal-plan-recep-tayyip-erdogan/&prev=search [25].

[viii] [26]Kanal İstanbul: Erdoğan’s drive to build a new strait. ByEvaGrey.URL:https://www.ship-technology.com/features/kanal-istanbul-erdogans-drive-build-new-strait/ [27]

[ix] [28]Turkey reveals route for new canal to ease Bosporus shipping. By Ali Kucukgocmen.URL:https://www.reuters.com/article/us-turkey-canal/turkey-reveals-route-for-new-canal-to-ease-bosphorus-shipping-idUSKBN1F422I [29].

[x] [30]Turkey Grand Canal plan Recep Tayyip Erdogan. URL:http://www.politico.eu/article/istanbul-turkey-grand-canal-plan-recep-tayyip-erdogan/&prev=search [25].

[xi] [31]«Çılgın proje»: İstanbul’daki taş ocaklarının 40 katı büyüklüğünde kazı yapılacak. By Rifat Doğan. URL:http://   http://www.diken.com.tr/cilgin-proje-istanbuldaki-tas-ocaklarinin-40-kati-buyuklugunde-kazi-yapilacak/ [32]

[xii] [33]Istanbul’s megaprojects may threaten the city itself – National Geographic/ URL:https://ahvalnews.com/environment/istanbuls-megaprojects-may-threaten-city-itself-national-geographic [34].

[xiii] [35]Istanbul’s megaprojects may threaten the city itself – National Geographic/ URL:https://ahvalnews.com/environment/istanbuls-megaprojects-may-threaten-city-itself-national-geographic [34].