- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 11

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда. Напомним, что в предыдущих материалах мы рассмотрели статьи, посвященные турецко-российским и турецко-американским отношениям. Неудивительно, что следующей страной, отношения с которой рассматривает Альманах, является Исламская Республика Иран. Им посвящена статья Хаккы Уйгура под заголовком «Турецко-иранские отношения после арабской весны в свете региональной динамики».

Во вводной части к материалу, автор указывает на то обстоятельство, что современный отрезок несет характерные особенности турецко-иранских отношений. Причём, невзирая на разность политических режимов в двух странах и идеологические конфликты, наблюдавшиеся в прошлом, как подчеркивает автор, у отношений есть независимые «устойчивые параметры». Что, впрочем, не означает отсутствия взлетов и падений в турецко-иранских отношениях, равно как и сфер «конкуренции и противостояния». При том, что гражданская война, продолжающаяся в Сирии вот уже 7 лет, стала «самым важным вопросом для диспута между Анкарой и Тегераном за последние сто лет». Как пишет автор, эта «история, возникшая из арабской весны, в буквальном смысле этого слова, отравила двусторонние отношения». Более того, она повлияла не только на отношения Турции с Ираном, но и с целым рядом других ведущих мировых игроков, включая США, Россию и страны ЕС. Следствием этого стал пересмотр фундаментальных основ для «традиционных отношений».

Далее автор приступает к предметному анализу, начиная свой анализ с раздела под названием «Взгляд на турецко-иранские отношения в период ПСР» (правящая в Турции Партия справедливости и развития – В.К.).

Как он пишет, приход ко власти в Турции ПСР пришелся на «чувствительный» с точки зрения региональных процессов 2002 год. В тот год, администрация президента США Дж.Буша-младшего, невзирая на тот факт, что все лица, причастные к теракту 11 сентября 2001 г., были подданными Саудовской Аравии, «оккупировал Афганистан». Тогда же счет до атаки на Ирак, под предлогом разработки страной оружия массового поражения, шёл буквально на дни. Более того, тогда в администрации Дж.Буша-младшего зазвучали голоса про «ось зла», к которой был причислен и Иран.

И в такой региональной обстановке, как пишет автор, ПСР открыто выступила с антикризисной стратегией, направленной на воспрепятствование оккупации Ирака. Новое турецкое руководство выступило с идеей о том, что при решении региональных конфликтов инициатива должна исходить от региональных сил и для её эффективности требуется налаживать сотрудничество. Однако, идея региональной платформы, после оккупации Ирака, долго не просуществовала, прежде всего, ввиду нарастающего конфликта интересов между «арабскими соседями» и Ираном.

Рост «иранского населения» в Ираке, после его оккупации, и приход ко власти дружественного Тегерану шиитского правительства был воспринят с разочарованием странами Персидского залива. Впрочем, как автор подчеркивает, подобный антииранский подход был не слишком воспринят в Турции, которая  в тот период пыталась строить со всеми группами в Ираке равноудаленные и  рациональные отношения. С другой стороны, укрепление иранских позиций в Ираке испортило отношения между ИРИ и КСА.

Во внутренних делах Ирана в то время произошло укрепление роли Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Что, в свою очередь, привело к росту антисаудовских настроений в ИРИ.

Турция же тогда проповедовала принцип «нуля проблем с соседями» (введенный в оборот министром иностранных дел Турции А.Давутоглу – В.К.), строя с ними одинаково близкие отношения. Заметным образом выросли торговые отношения с Сирией и Ираком. Особая роль отводилась и развитию существующих отношений с Ираном. На протяжении всех своих попыток сформировать различные региональные платформы, Турция неоднократно подчеркивала важность Ирана и необходимость его включения в процесс диалога.

Касательно иранской ядерной проблемы Турцией была занята конструктивная и посредническая позиция между сторонами. Как пишет автор статьи, при каждой возможности Турция говорила о необходимости решения этой проблемы дипломатическими методами. В рамках этого процесса, Турция не раз на своей территории принимала различные встречи между представителями Запада и иранскими официальными лицами. В 2010 году Турция и Бразилия даже предприняли совместные усилия по посредничеству в этом вопросе, однако, ввиду противодействия США, эта попытка так и осталась безуспешной.