- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 1

Как сообщили мировые, в т.ч. турецкие, СМИ, российские и сирийские ВС накануне возобновили удары по провинции Идлиб спустя 22 дня после затишья. Сообщается о нанесении ВКС РФ массированного удара, турецкое телевидение демонстрирует кадры разрушенных жилых домов с места событий. Также демонстрируется сюжет о вызове 5 сентября чрезвычайного и полномочного посла РФ в Турции А.В.Ерхова в турецкий МИД.

Тон комментариям турецких СМИ задал президент Турции Р.Т.Эрдоган, который, возвращаясь из своей поездки в Киргизию и выступая перед своим президентским пулом журналистов, отметил, в частности, следующее: «В Идлибе осуществляется безжалостный процесс. Там живет 3,5 миллиона человек. Если случится трагедия, Турция снова станет первым местом, где эти люди смогут укрыться».

В это время турецкие высшие официальные лица, очевидно, избегают лишних слов про Идлиб в своих заявлениях. На момент, когда пишется эта статья, говорится о возможности заявления со стороны главы турецкого внешнеполитического ведомства М.Чавушоглу. Но и от него, после достаточно клишированных фраз президента Р.Т.Эрдогана, вряд ли стоит ожидать сюрпризов за рамками стандартных предупреждений в адрес Москвы, Тегерана и Дамаска о том, что масштабная операция в Идлибе станет «кошмаром и гуманитарной катастрофой». Это, собственно, понятно – 7 сентября намечена очередная встреча в формате стран-гарантов. Ну, а удары накануне однозначно трактуются в качестве «последнего российского предупреждения».

Не будучи столь скованными в своих оценках, как официальные лица, что пишут турецкие СМИ про атаку в Идлибе? Рассмотрим некоторые, наиболее характерные, материалы по этой теме. Вообще, не вызывает сомнений, что Идлиб имеет перспективу стать переломной точкой в сирийском противостоянии, а эта т сематать, на какое то время, регулярной на сайте Института Ближнего Востока.

Итак, 5 сентября влиятельная газета Hurriyet Daily News опубликовала статью обозревателя Мурата Еткина под заголовком «Играя с Идлибским огнем». Как пишет автор, российское послание ясно: президент В.Путин «не хочет терять время, позволяя террористическим элементам в Идлибе инфильтроваться в гражданское население, распространять насилие в других местах и использовать гражданские лица в качестве щита от возможных нападений». Оборотной стороной процесса является то, что президент Путин, как указывается в материале, «не беспокоится о возможном побочном ущербе». Приводит издание и слова пресс-секретаря президента Д.Пескова, назвавшего Идлиб «гнездом террористов» и отметившего, что удар по террористам не должен останавливать и дипломатические усилия, в частности,  саммит стран-гарантов, который запланирован на 7 сентября в Тегеране (вообще данная позиция напоминает знаменитое высказывание про большую эффективность «кольта и доброго слова», чем просто «доброго слова» — В.К.).

Далее М.Еткин говорит и о турецкой стороне, которая категорически возражает против военных действий, имея в защиту своей позиции два главных аргумента. Они звучали от турок неоднократно, поэтому, не вдаваясь в подробности, очень кратко:

  1. Турция обеспокоена тем, что может подняться очередная волна беженцев в её направлении, «высота» которой оценивается в 800 тыс. чел., в дополнение к уже имеющимся 3 млн.
  2. Число джихадистов в Идлибе оценивается в 60 тыс. человек. Это – самое большое на настоящее время скопление радикалов из «Исламского государства» и «Аль-Каиды» (обе – запрещенные в РФ террористические организации – В.К.) в Сирии. Причем, это число включает около четверти (приблизительно 15 тыс. боевиков), приехавших в Сирию не из Ирака или других арабских стран, а из Чечни, Центральной Азии, России и Китая (спишем отделение Чечни от России в предложении на неточность автора – В.К.). Так что, возможное возвращение этих боевиков – головная боль для всех упомянутых стран и для Турции, как транзитной страны.

Далее автор указывает на то, что Турция мобилизует войска, танки и артиллерию «в качестве меры предосторожности перед лицом возможных последствий крупномасштабной военной операции на Идлибе, а также в качестве меры по защите своих 12 военных наблюдательных пунктов, расположенных вокруг Идлиба в рамках соглашения о прекращении огня, подписанного в Астане».

При этом автор ссылается на слова министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, который недавно заявил, что «трудно, но можно» отделить террористов от гражданских лиц в Идлибе, «благодаря лучшему обмену разведывательными данными между участвующими странами».

Приводит автор отсылки на специального представителя США в Сирии Джим Джеффри, который находился в Анкаре 4 сентября, путешествуя из Израиля и Иордании, и на госсекретаря Майка Помпео, позвонившего министру иностранных дел Мевлюту Чавушоглу, чтобы «обсудить ситуацию после нападения России». Равно как и на спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуру, назвавшего Турцию и Россию «ключом к сирийской проблеме», на фоне того, как напряженность продолжает усиливаться.

Очевидно, что в ближайшие дни и часы продолжат поступать новые комментарии от официальных лиц и обозревателей. Будем за ними следить.