- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Аятолла Ахмад Джаннати: Иран успешно движется вперед

В своей предыдущей статье на сайте Института Ближнего Востока (Иран: Мехди Кярруби апеллирует к Совету Экспертов [1]. -3 сентября, 2018) мы рассказали об открытом письме, с которым видный деятель оппозиции  обратился к членам Совета Экспертов, предложив им спросить с религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, «что он сделал со страной за последние почти три десятилетия, как он привел ее к нынешнему состоянию». В письме экс-спикера иранского парламента ставились  принципиальные вопросы, задевающие сами основы существования строя, его гармонизации сообразно переживаемым страной катаклизмам. Как же ответил Совет Экспертов ветерану иранской политики, уже 8 лет пребывающему под домашним арестом, за допускаемые им и прежде подобные высказывания? Разумеется, трудно было предположить, что ответ будет дан по существу.

Что же произошло на самом деле? Ответ дал аятолла Ахмад Джанати — председатель Совета Экспертов. Выступая на очередном квартальном заседании Совета, он заявил, что Иран успешно движется вперед, а «враги хотят списать недостаточную эффективность работы государственных органов на религиозного руководителя страны аятоллу Али Хаменеи». А.Джанати разъяснил, что лидер страны совсем не обязан разбираться во всех вопросах жизнедеятельности страны и не должен нести за все ответственность. «Рахбар (аятолла Али Хаменеи – В.М.) осуществляет общее руководство, а конкретика лежит на исполнительном руководстве, и они за это отвечают». Касаясь ядерного соглашения, СВПД, А.Джаннати отметил, что переговоры по этой проблематике проходили под эгидой рахбара, но оперативная работа осуществлялась командой переговорщиков, «которые не всегда работали в пределах очерченных для них «красных линий».

Отметим, что иранские СМИ не раз сообщали о том, что вся работа переговорной команды шла при неослабном контроле со стороны рахбара и при полном соблюдении определенных им установок, за которые переговорщики, как не раз заявляли как министр иностранных дел Мохаммад-Джавад Зариф, так и непосредственный руководитель переговорной группы, заместитель Зарифа  — Аббас Аракчи, ни разу не переступили.

Рассуждая об экономических проблемах сегодняшнего Ирана, аятолла Ахмад Джаннати затронул вопрос ослабления национальной валюты и сказал, что судебная власть в лице ее руководителя аятоллы Садека Амоли-Лариджани должна по всей строгости закона спросить с тех, кто непосредственно допустил эту коллизию. Причем, добавил А.Джаннати, нужно найти не рядовых мошенников, а тех, кто стоит во главе подобных махинаций, и наказать их так, чтобы другим неповадно было. Реагируя на слова руководителя Совета Экспертов, присутствовавший на заседании аятолла Амоли-Лариджани сказал, что экономические проблемы одними лишь юридическими средствами не решить. «Когда экономическая жизнь не совсем прозрачна и логична, она волей-неволей дает возможности различных коррупционных схем и приводит к тому, что мы наблюдаем сегодня в стране».

Подытоживая экономическую ситуацию в стране, глава Совета Экспертов сказал, что по данным Банка международной торговли,  Иран успешно экономически развивается, и нет никаких причин изображать это в сплошном черном цвете.  Обратим внимание на то, что такие успокаивающие слова далекого от окружающей его реальности 91-летнего религиозного деятеля звучат в дни, когда в Иране ощущается острая нехватка многих предметов повседневного быта и за многими товарами выстраиваются длинные очереди. По данным иранского сегмента социальных сетей, многие из такого рода товаров подскочили в цене за последние месяцы в 2-3 раза. Трудно назвать оптимистичной и картину на валютном рынке, где продолжается падение тумана, ставящего один рекорд за другим – достигнув в понедельник 3 августа 14 000 туманов за один доллар, он во вторник вернулся к отметке  13700 туманов, но вряд ли надолго на ней задержится, продолжая лететь вниз. Евро также поставило исторический рекорд, преодолев отметку в 16 000 туманов.

Вероятно, экономическую ситуацию в стране не способен оценить и президент. Обычно он присутствует на заседаниях Совета Экспертов как глава исполнительной власти. На этот раз он отсутствовал. Ахмад Хатами, пресс-секретарь президиума Совета, объяснил его отсутствие срочной служебной поездкой, «хотя президенту заранее послали приглашение и ожидали даже его выступления». СМИ сообщили 4 сентября, что президент открывал ряд народнохозяйственных объектов в Асалуййе на юге страны. При этом, как передало близкий к Корпусу стражей исламской революции (КСИР) интернет-портал «Тасним», вначале эта поездка носила закрытый характер, и лишь во вторник 4 сентября, ее стали освещать иранские СМИ. В Ассалуйе, обращаясь к иранским гражданам, президент сказал, что он чувствует те трудности, с которыми сталкивается простой народ, но для него ясно, что «народ не сломить, и этой цели врагам не достичь». «Враги хотели бы, чтобы мы отступили на 40 лет назад. Враги хотят такого Ирана, который был бы всецело в их руках, и они могли бы определять путь его развития, распоряжаться его богатствами по своему усмотрению, Естественно, такого никогда не будет». Санкции он назвал экономической и психологической борьбой врагов, а конкретного плана выхода страны из затяжного экономического кризиса, как всегда, не дал.

Такой план постарался очертить Абульфазл Кадиани, один из иранских политических активистов. В своей публикации на реформистском интернет-сайте «Калеме»  назвал ответственными за сегодняшнюю экономическую ситуацию религиозного лидера страны аятоллу Али Хаменеи и Корпус стражей исламской революции (КСИР). По его словам,  все политические и общественные активисты страны должны объединиться и совместно работать, с тем, чтобы добиться широкой общенародной поддержки требования ухода в отставку аятоллы Али Хаменеи. В Иране царит авторитаризм, написал А.Кадияни, а ни один из авторитарных режимов не способен реформироваться изнутри. «Иран в этом плане не составляет никакого исключения. Политика мягкой критики режима убеждает его в отсутствии реальной оппозиции его действиям и провоцирует на дальнейшее увеличение давления на массы обездоленных, наступление на права человека. Режим полагает это необходимым для укрепления своей мощи». В своей публикации на сайте иранской оппозиции, политический активист пишет, что пришло время для того, чтобы требования реформирования и развития трансформировались в реальную волю и стремление сделать это практическими действиями. «Пример этого мы видим в Тунисе, где режим Бен Али пал вместе с присущим ему тоталитаризмом, и на смену ему пришла демократическая республика Такой путь дает нам пример выхода из нынешнего тупика. Действующий исламский режим, основывающийся на принципе велаятэ факих, как видно, не имеет потенциала внутреннего реформирования. Он настолько переполнен недостатками и противоречиями, что его нельзя изменить или перестроить, а можно только сломать».