- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите министра иностранных дел Ирана в Пакистан

На днях состоялся визит министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в Исламабад. Визит Зарифа состоялся после подведения итогов парламентских выборов в  Пакистане, на которых победу одержала центристская партия «Техрик-е-Инсаф» («Движение за справедливость»), чей кандидат Имран Хан и стал новым премьер-министром страны. Представители нового правительства уже несколько раз заявили, что Пакистан будет уделять особое внимание расширению отношений с Ираном. Это вселяет надежду в Тегеране, что взаимоотношения между двух стран поднимутся на новый уровень.

Пакистан для Ирана чрезвычайно важный партнер, особенно на фоне санкционной политики США. Это ядерная страна с населением почти 200 миллионов человек, большинство из которых являются мусульманами-суннитами, но шииты составляют около 20% от общей численности населения. Цель руководство Ирана долгие годы заключалась в том, чтобы Исламабад не проводила враждебную политику в отношении Тегерана. И надо отметить, что Пакистан в последние годы в основном сохраняет равновесие между Саудовской Аравией и Ираном. Исламабад поддерживает идеологическую близость, глубокие военно-экономические отношения с Эр-Риядом, а также налаживает экономические и связи с Тегераном и сотрудничает с ним в борьбе с терроризмом. Для Ирана чрезвычайно важно было также отказ Пакистана присоединиться к  коалиции против йеменских хоуситов, возглавляемой Саудовской Аравией. В 2015 году парламент Пакистана проголосовал против оказания политической и военной поддержки военной интервенции Саудовской Аравии в Йемене против шиитских повстанцев-хоуситов, поддерживаемых Ираном, чтобы избежать прямой причастности к ближневосточному конфликту. Парламент запретил тогдашнему премьер-министру Навазу Шарифу участвовать в этой операции, заявив, что вмешательство Пакистана в конфликт в другой стране может усугубить межконфессиональную напряженность внутри страны и расстроить друзей Исламабада в исламском мире. Следует отметить, что Пакистан неоднократно предлагал свое посредничество в деле урегулирования споров между Ираном и Саудовской Аравией, но это намерение не принесло результатов.

В повестку дня в отношениях между двумя странами входят вопросы регионального сотрудничества, развития экономических связей, борьбы с терроризмом, энергетические вопросы и тд.

В последние годы торговые отношения между двумя странами значительно улучшились. Так за последние три года объем двусторонней торговли возрос до 1,3 млрд долл. с 500 млн. долл[i] [1].  В течение первых четырех месяцев текущего 1397 иранского календарного года (21 марта — 22 июля 2018), Иран экспортировал в Пакистан товаров на сумму около 377 млн долларов США. Это на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года[ii] [2]. Обе страны уже договорились увеличить объем торговли до 5 млрд долл. в течение следующих пяти лет.

Между Тегераном и Исламабадом уже несколько лет активно обсуждается вопрос создании зоны свободной торговли. В середине августа Министерство торговли Пакистана заявил, что переговоры с Ираном в отношении ускорения соглашения о свободной торговле находятся на продвинутой стадии, и сделка может быть реализована в первом квартале следующего года. В июле было проведено третье совещание Комитета по торговым переговорам с целью обсуждения вопросов совершенствования соглашения между Пакистаном и Ираном. Министерство торговли Пакистана заявило, что представители достигли соглашения по нескольким областям, в том числе в области либерализации торговли. Отмечается, что первоначальная сделка включала тарифные уступки для Пакистана по 338 иранским тарифным линиям, а Иран согласился предложить концессии на 309 тарифных линий.

Иран также желает присоединиться к Китайско-пакистанскому экономическомукоридору  — инфраструктурному проекту на сумму 46 млрд долларов, средства в который инвестирует Китай. В рамках проекта предполагается посредством широкой сети автомобильных и железных дорог соединить пакистанский юго-западный портовый город Гвадар с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Присоединение Ирана к данному проекту даст возможность углубить торговые отношения и с Пакистаном, и с Китаем. Во время  визита Мохаммада Зарифа в Пакистан был затронут также и этот вопрос.

В последние годы также намечается углубление сотрудничества в области энергетики между Ираном и Пакистаном. Очень важным энергетическим проектом для двух стран является газопровод Иран-Пакистан-Индия протяженностью 1800 км (газопровод «Мир»). Проект был запущен еще в 2010 году. Иран выполнил свои обязательства согласно соглашению по строительству газопровода для экспорта газа в Пакистан и построил трубопровод до границы этой страны. Проект трубопровода (передача газа из Ирана в Индию) на который потрачено много лет и много денег столкнулся с выходом Индии и нежеланием пакистанского правительства. Несмотря на то, что большая часть этого важного и даже стратегического проекта для трех стран была завершена в Иране,  Исламабад не проявил интереса к завершению проекта на своей территории. Хотя некоторые официальные лица из этих стран причиной отказа от этого проекта назвали обеспечение безопасности, но многие эксперты полагают, что политическое давление на Исламабад со стороны США и Саудовской Аравии оказало огромное влияние на решение пакистанской стороны. В настоящее время сложились практически все необходимые предпосылки для  завершения строительства газопровода на территории Пакистана,  поскольку взаимоотношения между Пакистаном и США в последнее время значительно ухудшились. Кроме этого новый премьер-министр Пакистана Имран Хан ранее заявил, что будет поддерживать завершение строительства газопровода и что этот важный проект может помочь решить энергетические потребности Исламабада. Имран Хан также критиковал противоречивую политику Белого дома в регионе, особенно негативное отношение должностных лиц США к Ирану. После визита в Исламабад Мохаммад Зариф заявил, что были конструктивные переговоры по проекту газопровода, и выразил надежду, что обе страны смогут добиться успеха по продвижению проекта путем проведения дальнейших консультаций[iii] [3].

Помимо этого Иран поставляет электроэнергию в Пакистан, хотя он не отказался от возможности импортировать электроэнергию из других соседних стран. Ранее посол ИРИ в Пакистане Мехди Хонардоуст заявил, что его страна готова увеличить поставки электроэнергии в Пакистан с существующих 100 мегаватт до 3000 мегаватт[iv] [4].

В отношениях двух странах иногда возникают конфликты в связи  с нападениями террористов на иранских пограничников с территории Пакистана. Иран имеет 900-километровую границу с Пакистаном, а последний слабо контролирует границу с Ираном. Тегеран несколько раз обвинял Исламабаду за то, что он не в состоянии перекрыть границу со своей стороны. В апреле 2017г.  на границе с Пакистаном в Мирджаве, в иранской провинции Систан-Белуджистан десять иранских пограничников — два офицера и восемь солдат — погибли в результате нападения с территории Пакистана. Еще трое военнослужащих пограничной службы Ирана получили ранения. За нападение на  иранских пограничников в Мирджаве ответственность взяла на себя террористическая организация Джейш-аль-Адль [5]. После этого инцидента в МИД Ирана был вызван посол Пакистана в Иране Асифа Али Хан Дуррани, чтобы получить протест в связи с убийствами иранских пограничников. «Иранская полиция заявила, что пограничнки были убиты дальнобойными орудиями» и «пакистанское правительство несет главную ответственность за нападение» — заявили в МИД ИРИ[v] [6]. А начальник Генштаба ВС ИРИ,  генерал Мохаммад Хосейн Багери после этого инцидента даже угрожал Пакистану  заявив, что Вооруженные силы Ирана будут наносить удары по террористам, где бы они ни находились, в том числе на территории Пакистана. «Существующая ситуация является для нас полностью неприемлемой. Мы рассчитываем, что пакистанские власти возьмут границу под контроль, выдадут Ирану террористов и ликвидируют их базы. В случае продолжения нападений с пакистанской территории сокрушительным ударам будут подвергнуты укрытия и схроны террористов, где бы они ни находились», — предупредил иранский военачальник[vi] [7]. После заявления иранского генерала выступил с заявлением официальный представитель армии Пакистана генерал Асиф Гафур, который назвал террористические акты в границе Пакистана с Ираном заговором «общих врагов двух стран». Он отметил: «На последней встрече командующего Сухопутными войсками пакистанской армии Камара Джавада Баджва с главой МИД ИРИ Мухаммадом Джавадом Зарифом в Исламабаде мы заверили иранскую сторону в том, что Пакистан предпримет эффективные меры для улучшения ситуации по безопасности на общих границах»[vii] [8]. Ситуация повторилась в июле 2018 г., когда террористы убили троих иранских военных и опять посол Пакистана в Иране вызывали в МИД для разъяснений.

Правительства двух стран в последние годы договорились также о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Для обеих стран настоящей головной болью стали белуджские сепаратисты, добивающиеся независимости разделённого народа. Из крупнейших военных формирований в Белуджистане действуют «Освободительная армия Белуджистана» и «Джундалла». Поэтому в последние годы участились также взаимные визиты высокопоставленных военных двух стран. Так, в конце прошлого года командующий пакистанской армией Камар Джавад Баджва посетил Иран, это был первый визит такого уровня  за последние 20 лет. Визит генерала Баджвы ознаменовал собой новый сдвиг в отношении пакистанских военных к Ирану. А в июле месяца текущего года в ответ на визит пакистанского высокопоставленного военного  начальник Генерального штаба Вооружённых сил Исламской Республики Иран Мохаммад Багери посетил Исламабад, что также было первым таким визитом  в Пакистан за 40 лет. После этого визита Мохаммад Багери даже заявил, что Иран и Пакистан планируют совместно производить оружие. «Мы прилагаем усилия для совместного производства оборонительных вооружений с Пакистаном, которые могут быть представлены в качестве совместного продукта исламских стран», — сказал он журналистам после встречи с президентом Пакистана[viii] [9].

Во время встречи с Зарифом Имран Хан заявил, что Исламабад готов играть конструктивную и позитивную роль между Ираном и Саудовской Аравией, намекая, что его правительство попытается сбалансировать связи между двумя региональными державами. Это чрезвычайно важно, поскольку предыдущие правительства Исламабада, особенно правительство Наваза Шарифа, совершали враждебные действия против Ирана. Так, например, в  2013 году правительство Пакистана во главе с премьер-министром Навазом Шарифом присоединилось к международным санкциям против Ирана.  Теперь есть хорошая возможность развивать отношения между Тегераном и Исламабадом. В настоящее время во взаимоотношениях между Пакистаном и с Соединенными Штатами намечается  кризис, в результате чего Вашингтон практически остановил экономическую и военную помощь Исламабаду. Это развязало руки Пакистану и теперь новое правительство этой страны полно решимости развивать отношения с Ираном.

Таким образом, в Тегеране есть большие ожидания, что отношения с Исламабадом при новых властях Пакистана получат большой положительный импульс.

[i] [10]                       Iran willing to expand cooperation with Pakistan in all areas: Envoy http://www.irna.ir/en/News/83003876 [11]

[ii] [12]                      Iran’s export to Pakistan up by 66% in first four months https://en.mehrnews.com/news/136944/Iran-s-export-to-Pakistan-up-by-66-in-first-four-months [13]

[iii] [14]                     Iran, Pakistan discuss energy ties http://www.irna.ir/en/News/83018247 [15]

[iv] [16]                     Iran ready to supply 3,000MW electricity to Pakistan http://www.irna.ir/en/News/82826892 [17]

[v] [18]                      Iran summons Pakistan’s amb. over border terrorist attack https://en.mehrnews.com/news/125058/Iran-summons-Pakistan-s-amb-over-border-terrorist-attack [19]

[vi] [20]                     Iran warns will hit militant ‘safe havens’ inside Pakistan https://www.reuters.com/article/us-iran-pakistan-security-idUSKBN1840SY [21]

[vii] [22]                    Армия Пакистана: «Иран и Пакистан имеют братские и исторические отношения» http://parstoday.com/ru/news/iran-i66044 [23]

[viii] [24]                   Iran, Pakistan to jointly manufacture arms https://www.tehrantimes.com/news/425511/Iran-Pakistan-to-jointly-manufacture-arms [25]