- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирано-израильское противостояние в информационной и кибер сфере

Конфронтационный  характер отношений Израиля и Ирана сомнений не вызывает, равно как и наличие сразу нескольких «театров военных действий», на которых их противоборство разворачивается. Одним из них традиционно считается медиа-пространство, что с особой остротой осознал и обозначил в одном из недавних своих заявлений верховный лидер ИРИ (рахбар), аятолла А.Хаменеи. Рахбар обвинил Иерусалим, а также Вашингтон в том, что они развязали пропагандистскую кампанию, целью которой, по его словам, процитированным иранскими СМИ, является «создание ощущения тревоги и пессимизма среди населения по отношению друг к другу и к власти, а также преувеличение экономических проблем в глазах общественности». Главными «разносчиками» враждебных настроений, разумеется, были объявлены социальные сети. Помимо этого, как сообщил аятолла А.Хаменеи «американские и сионистские шпионские структуры», пользуясь финансированием богатейших людей региона, под которыми, весьма вероятно, понимаются саудовцы, создали институциональные основы для информационной войны. Последний свой довод верховный лидер ИРИ привел, ссылаясь на данные иранской разведки, не уточнив, как и при каких обстоятельствах они были получены.

Большинство израильских изданий, включая Haaretz и Israel Hayom, полагает, что смысл заявления предельно ясен. Сводится он к тому, что экономические проблемы Ирана на фоне американского санкционного давления настолько усиливаются, что побороть их иными методами, кроме как обвинив своих главных противников в регионе и в мире, режиму не представляется возможным. Помощь в борьбе с кризисными явлениями это не окажет, но предположительно снимет бремя ответственности в глазах населения власти. Сейчас иранцы, так и не дождавшись улучшения своего социально-экономического положения на фоне позитивных эффектов, созданных после согласования СВПД, наоборот сталкивается с новыми трудностями, усугубляет которые нехватка водных ресурсов. При этом как и в большинстве подобных случаев во всем мире одним из основных каналов распространения недовольства являются именно социальные медиа, на которые и обрушился с критикой аятолла А.Хаменеи.

Мало того, сложно спорить с тем, что Израиль действительно использует приемы информационной войны в своем противостоянии с Ираном, вспомнить хотя бы обращение израильского премьер-министра к иранскому народу с обещанием разрешить водный кризис, поделившись технологиями. Помимо этого со стороны Иерусалима и Вашингтона звучат все новые заявления, в которых отмечается, что нынешний режим на фоне санкций будет вынужден бороться за собственное выживание, а не региональную гегемонию. Однако в этом нет по сути своей ничего нового. Подобно тому, как в прошлом израильские власти применяли для презентации правильного на их взгляд имиджа ИРИ на международной арене, прибегая к цитированию скандальных высказываний экс-президента М.Ахмадинежада, сейчас с аналогичными целями подчеркивается, как действующие власти подавляют население на фоне ухудшающегося по вине тех же властей экономического положения республики. Помимо этого нельзя не учитывать, что и Тегеран далеко не бездействует, пребывая в образе жертвы, а использует свои, иногда более изощренные приемы.

Трудно назвать информационной войной то, что в заявлениях различных политических и государственных деятелей по отношению к Израилю не используется иных формулировок, кроме как «сионистское образование» или «сионистский режим». Это обращение уже давно никого не удивляет, да и не добавляет остроты конфликту двух государств. А вот активность иранцев, которую продолжает выявлять израильская компания ClearSky, специализирующаяся на кибербезопасности, провоцирует все большую настороженность. Так, в четверг фирма сообщила, что были выявлены 3 интернет-страницы новостных порталов созданные аффилированными с Тегераном хакерами. Один ресурс с публикациями на иврите и два —  на арабском, однако, их целевой аудиторией также является Израиль. По данным ClearSky, на них публиковались сообщения, по сути копирующие ленту новостей ведущих израильских СМИ, но подавалась информация в более выгодном для Ирана ключе. Также было заявлено, что аналогичные действия предпринимались в социальных сетях Twitter и Facebook, где в интересах «вброса» выгодных сведений и оценок создавались аккаунты от лица несуществующих пользователей. Ранее израильские специалисты по кибербезопасности уже делали аналогичные заявления, в которых отмечалось, что иранцы создают «клоны» израильских сайтов для того, чтобы собирать информацию о пользователях, мишенью для атаки становилась и сама ClearSky. В последнем случае, вероятнее всего, целью иранцев было получение списка её клиентов.

Стоит подчеркнуть, что в самом Израиле пока до конца не понимают, что уязвимость такого рода систем и ресурсов, не имеющих стратегического значения, является в большинстве случаев даже более опасной, нежели тех, что напрямую связаны с обороной страны. Так, экс-глава подразделения 8200, специализирующегося в израильской разведке на кибер-пространстве, Э.Шнерозен считает наиболее чувствительными и вероятными целями для такого рода атак объекты энергетического сектора. Помимо этого на одной из конференций летом нынешнего года он высказал предположение, что иранские оборонительные возможности в кибер-сфере гораздо слабее наступательных, в то время как израильская защита настолько сильна, что не позволит нанести стране значительный ущерб.

С такими выводами не согласна инспекция, проведенная по заказу Службы общей безопасности (ШАБАК) несколько месяцев назад под руководством бывшего сотрудника разведывательных структур, а ныне представителя частной компании, специализирующейся на кибербезопаности, чье имя в прессе не публиковалось. По его данным большинство зараженных компьютеров работают там, где об их угрозе не подозревают, а именно в школах, больницах и даже израильских министерствах. Главным виновником такой ситуации традиционно считается Иран, который, по результатам проверки, действительно имеет современные технологии получения доступа к базам данных, совершенствует атаки с помощью вирусов. Таким образом, можно предположить, что возможности ИРИ в данной области несколько преуменьшаются. Это, в свою очередь, также элемент информационного воздействия, но уже израильского на собственное население.

Таким образом, информационная и кибервойна между Израилем и Ираном действительно существует, хотя и не сводится лишь к тем технологиям воздействия, в применении которых в своем недавнем заявлении Иерусалим и Вашингтон обвинил аятолла А.Хаменеи. Формы и способы борьбы намного сложнее и подразумевают под собой атаки не только с целью дезинформирования, но и сбора максимальных объемов сведений об израильских гражданах, что потенциально гораздо более опасно. При этом до недавнего времени для Израиля было характерно недостаточно точное представление о приоритетах в этом противоборстве, что привело к риску уязвимости гражданских систем. Впрочем, осознание сути проблемы ещё не означает перехода к её решению. Принимая во внимание то, что выводы о недостаточной защищенности компьютеров и информации, не имеющих прямого отношения к оборонному сектору, военно-политические круги, зачастую придерживающиеся иной точки зрения, не скоро с этим согласятся.