- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О задачах израильской дипломатии на будущий календарный год

Празднование Рош а-Шана практически совпало с утечкой в израильскую прессу данных из документа, разработанного внешнеполитическим ведомством государства и содержащего в себе основные дипломатические задачи на следующий календарный год, что выглядит весьма символично. Как ожидается, в 2019 г. МИД будет работать на известных для себя направлениях, однако, часть механизмов взаимодействия с зарубежными странами должны будут претерпеть трансформации, отвечающие новым международным реалиям. Помимо этого Иерусалим предполагает, судя из имеющихся сведений, более взвешенно подходить к партнерским отношениями, не доверяя в полной мере даже альянсам, которые не вызывают сомнений. В области внешнеэкономических связей власти намерены сохранить курс на развитие контактов в сфере инноваций, а при обсуждении с партнерами вопросов безопасности – усилить ставку на её кибер-составляющую.

Неизменными в будущем году останутся основы многосторонней работы, где приоритетом считается повышение уровня поддержки ближневосточной страны на голосованиях в различных международных организациях. Для обеспечения реализации этой задачи МИД планирует сохранить опору на сотрудничество с блоками государств, среди которых упоминаются страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония), «Вышеградская четверка» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), а также Греция и Кипр, помимо этого образующие с Израилем т.н. «энергетический треугольник». Турция в списке возможных партнеров не фигурирует. Стоит также отметить, что в имеющихся данных нет упоминания о принципе «симметричного ответа», согласно которому израильская дипломатия «наказывает» за отсутствие лояльности по отношению к себе.

Весьма неоднозначно выглядит в имеющихся цитатах из документа будущий характер сотрудничества с США. С одной стороны, всецело признается шаг Вашингтона по признанию за Иерусалимом статуса израильской столицы, а в будущем году планируется действовать так, чтобы добиться от максимально большого количества государств намерения последовать этому примеру. С другой стороны, из задачи «укрепить отношения с Демократической партией» очевидно, что МИД во главе с Б.Нетаньяху считает все менее целесообразным опираться исключительно на нынешнюю администрацию президента Д.Трампа и партию республиканцев. Подход по отношению к США, обозначенный в документе, кажется вполне оправданным, особенно в свете множества дискуссий внутри Израиля и за его пределами относительно того, что с вступлением в должность Д.Трампа механизм двухпартийной поддержки утрачивается. Также на главу правительства давят его потенциальные соперники за кресло премьер-министра, настаивающие, что он увлекся заигрыванием с действующей американской администрацией.

Вместе с тем во фрагментах плана, попавших в прессу, отсутствует какая-либо конкретная тактика, пользуясь которой, дипломаты намерены восстановить пошатнувшиеся связи с демократическим лагерем. Экс-посол США в Израиле Д.Шапиро полагает, что ключ к успеху лежит в правильной «презентации» палестинской проблемы. По его мнению, сейчас Демократическая партия в целом рассматривает Израиль склонным отвергнуть принцип урегулирования, подразумевающий создание двух государств для двух народов. Если убедить их в обратном, то конфликт в значительной мере будет сглажен.

Кроме того, стоит отметить, что актуальность этой задачи в свете ноябрьских «промежуточных выборов» в Конгресс существенно выше того, что вытекает из документа. Также немаловажно, что в демократическом лагере сторонники Израиля сталкиваются с серьезной оппозицией в лице своих однопартийцев, не отличающихся лояльностью к ближневосточному государству. Ареной для такой внутренней борьбы в конце прошлого месяца стал штат Флорида (округ 97), где прошли т.н. праймериз Демократической партии. На них за место в Палате представителей столкнулись Дж.Московитц и И.Мохаммед. Последний ставит своей целью обеспечение должного представительства мусульман в американской политической системе, для чего планирует в числе прочего использовать и израильскую проблематику. Так, в случае избрания, он намерен добиться отмены местного закона 2016 г., который запрещает штату оказывать финансовую поддержку компаниям, поддерживающим бойкот Израиля (BDS-movement). В итоге 28 августа победу все же одержал Д.Московитц. Однако тот факт, что за второго кандидата выступил 21 % голосовавших, свидетельствует, что тенденция становится весьма заметной. По сути, в США назрела та же задача объяснения мигрантам правильного подхода к еврейскому и израильскому вопросам, что стоит сейчас в ФРГ.

На центральное место с точки зрения вызовов Израилю вновь ставится Иран, в чем газета Haaretz видит «дух политики Нетаньяху», который действительно обсуждает данную проблематику при любом удобном и неудобном случае. В 2019 г. израильская дипломатия будет работать над устранением недостатков, имеющихся в СВПД, для чего планируется использовать «давление». В прессе не упоминается на кого конкретно, хотя по логике данное воздействие должно быть обращено на европейских участников сделки. Также Иерусалим планирует продолжить работать над необходимостью обеспечения полного вывода всех проиранских сил из Сирии. Немаловажно, что в отношении сирийского конфликта вводится понятие «диверсификации партнеров». Среди тех, на кого можно положиться, в этом контексте фигурирует Россия.

Наконец, некое оживление израильский МИД ожидает на палестинском направлении, причем связывает свою активность с дипломатическим процессом. В отношении сектора Газа предполагается работать над долгосрочным режимом прекращения огня при устранении гуманитарного кризиса в Секторе. Применительно к ПНА о конкретных мерах не упоминается, планируется действовать в связке с США и «прагматичными государствами Ближнего Востока», в числе которых Египет и Иордания.

Таким образом, с точки зрения основных пунктов повестки дня и ключевых приоритетов, руководящие принципы работы израильской дипломатии, судя по представленным данным, в 2019 г. существенно не должны отличаться от тех, которые применяются сейчас и в полной мере отображают подход Б.Нетаньяху к ведению внешней политики. Основной угрозой по-прежнему останется Иран, а главным партнером – США. При этом корректировки курса наблюдаются в том, что касается образа действий. Так, на иранском направлении должно быть обеспечено давление с целью изменения договоренностей с Тегераном, потенциально ставящее ИРИ в более тяжелое положение. Взвешенный подход МИД надеется адаптировать применительно к США, восстановив пошатнувшиеся связи с демократами, однако, если базовые элементы принципа двухпартийного консенсуса не будут восстановлены до ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс, момент для сближения с демократическим лагерем может быть упущен.