- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Меры США в отношении МУС: последствия для Израиля

В понедельник, выступая в канун годовщины терактов 11 сентября с речью под названием «Защита американского конституционализма и суверенитета от международных угроз», советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон  назвал Международный уголовный суд (МУС) в Гааге нелегитимным, провозгласив его символическую кончину фразой: «по сути дела, МУС уже мертв для нас». Причин для открытого анонсирования такого подхода в отношении учреждения, чей устав (Римский статут) Вашингтон подписал, но так и не ратифицировал, было названо две. Первая и во многих СМИ названная важнейшей заключается в собственных разногласиях между США и МУС по поводу расследования о предполагаемых нарушениях, которые, с точки зрения суда, совершаются с 2003 г. по настоящее время в Афганистане.

Если быть точнее, речь, прежде всего, идет о докладе Канцелярии прокурора МУС, представленном еще в ноябре 2016 г. В нем утверждается, что движение «Талибан» и связанная с ним группировка «Сеть Хаккани» совершали в стране преступления против человечности, в то время как американские военные подозреваются в пытках на территории тайных тюрем, подконтрольных ЦРУ. По итогам предварительной проверки, проведенной судом на стадии подготовки документа, данные преступления имели место на территории всех 34 вилаятов Афганистана. Особенно тяжелой ситуация была названа в Гильменде и Кандагаре.

При этом стоит особо отметить, что данная группа противоречий относится именно к отношениям США с МУС, а не Афганистаном, что Дж.Болтон подчеркнул отдельно, намекая на произвол судебной инстанции, работавшей без запроса какого-либо государственного актора. Несмотря на то, что Кабул ратифицировал Римский статут, инициатива рассмотрения дела исходит от прокурора Ф.Бенсуды, около года назад отметившей: «независимо от того, каким будет вердикт суда относительно роли американских солдат, страдающий десятилетиями афганский народ достоин внимания международного сообщества». Любопытно, но именно Ф.Бенсуда сочла недостаточными основания для полноценного разбирательства в МУС инцидента с судном «Мави Мармара».

Вторая и существенно более важная для Израиля причина кроется в подходе, который МУС применяет относительно страны. В своем заявлении в понедельник Дж.Болтон отметил, что Вашингтон не позволит дальше использовать практику несправедливых преследований не только в отношении себя, но и союзников, среди которых отдельно был обозначен Израиль. Таким образом советник американского президента, по сути, продолжил курс, активно проводимый постоянным представителем США при ООН в Нью-Йорке Н.Хейли, которая последовательно сигнализирует о нарушениях организации и её специализированных учреждений применительно к ближневосточной стране и старается им активно противостоять. По словам Дж.Болтона: «В то время как суд признает членство так называемого “Государства Палестина”, он угрожает Израилю – либеральной, демократической стране – расследованием действий по защите граждан от террористических атак на Западном берегу и в Газе».

Действительно, в последнее время различные представители Рамаллы неоднократно подчеркивали необходимость открытия официального расследования инцидентов, имевших место во время т.н. «Марша возвращения», пытаясь тем самым извлечь для себя выгоду из конфликта, инициированного ХАМАСом. Кроме того, весной нынешнего года Р.аль-Малики, отвечающий в палестинском руководстве за международные связи, заявил, что ПНА планирует обратиться в МУС с требованием расследовать нарушения США и Израиля, связанные с переносом американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. При этом сообщалось, что к ответственности должны быть привлечены лично глава израильского правительства Б.Нетаньяху и министр обороны А.Либерман. О необходимости аналогичных мер в отношении президента СШАД.Трампа или кого-либо из его команды переговорщиков не упоминалось.

Отдельно в своем выступлении Дж.Болтон затронул тему санкций, которые планируется наложить на МУС в случае сохранения этого недружественного поведения. Кроме ожидаемого запрета на въезд судей в США, который к Израилю прямого отношения иметь не будет, советник американского лидера упомянул о намерении поднять вопрос в Совете Безопасности ООН, оспорив процедуру, пока позволяющую судьям распространять свою юрисдикцию на государства, формально не ратифицировавшие Римский статут. Также было заявлено о возможности подписания двусторонних соглашений, запрещающих выдавать американских граждан с территории других стран, с которыми они заключены. Данный прецедент мог бы оказаться крайне полезным Израилю, учитывая постоянные попытки палестинцев инициировать разбирательство в отношении конкретных политических и военных деятелей.

В целом, решение, воспринятое в Израиле как очередной сигнал последовательной поддержки ближневосточной страны от лица нынешней администрации, а то и «новогодний подарок», является символически значимой, но в значительной степени не такой уж и большой жертвой. Если рассматривать историю отношений США с МУС, то даже относительно лояльный Б.Обама не пошел на то, чтобы сделать Вашингтон  его полноправным участником, понимая, что решение будет иметь вполне ощутимые негативные последствия. В нынешней ситуации враждебность в отношении суда оправдана собственными интересами Белого дома, опасающегося расследования в отношении себя. При этом данные обвинения могут оказаться более опасными, нежели те, что выдвигают палестинцы. Помимо этого применительно к Израилю заявление об отстаивании его  правоты в еще одной международной инстанции для США менее болезненно, чем, к примеру, существенно более важное для Иерусалима открытое признание суверенитета над Голанами.