- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах формирования правительства Ливана

Минуло сто дней, как Ливан живет без правительства. 24 мая президент этой страны Мишель Аун поручил Сааду Харири сформировать новый кабинет министров. Формирование правительства, призванного решить жизненно важные проблемы Ливана затягивается по причине как существенных разногласий между различными политическими силами страны, так и внешнеполитических факторов. В условиях, когда многие ливанские партии и группировки являются клиентами внешних сил (сверхдержав и таких региональных государств как Иран и Саудовская Аравия) степень манипуляции ливанскими политиками извне значительно возрастает.

Одним из факторов, мешающих формированию нового кабинета министров, является конфессионализм, лежащий в основе политической системы Ливана. Наличие квот в системе управления для 18 религиозных общин Ливана, предусмотренное Таифскими соглашениями увеличивает соперничество между политическими партиями, построенными на конфессиональной основе. В настоящее время в ливанское правительство входят 30 министров. Существуют планы увеличить их количество до 32 за счет выделения портфеля для алавитов и еще одной христианской общины (римо-католиков или протестантов). В настоящее время существуют три основные проблемы, продлевающие правительственный кризис в Ливане. К ним относятся неопределенность в суннитском лагере (депутаты-сунниты, не принадлежащие к движению «Мустакбаль», требуют министерских постов); претензии «Ливанских сил», набравших на майских выборах гораздо больше голосов, чем ранее и претензии Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) и ее лидера Валида Джумблата на то, чтобы взять все три министерских портфеля, зарезервированных за друзами. Ливанские СМИ назвали эти проблемы «узлами».

Показав скромные результаты на выборах, движение «Мустакбаль» будет вынуждено поделиться министерскими портфелями с суннитами, близкими к Дамаску или к «Хизбалле», чего Сааду Харири очень не хочется. Движению «Мустакбаль», в течение долгого времени обладавшему монополией на суннитской улице, удалось провести в новый парламент лишь 21депутата. Десять других депутатов-суннитов не связаны с партией Саада Харири. Часть из них выразили вотум доверия Харири при формировании нового кабинета. К ним относятся бывший премьер-министр Ливана, миллиардер Наджиб Микати и другой долларовый миллиардер Фуад Махдуми. 66-летний Фуад Махдуми, компания которого занимается строительством нефте- и газопроводов в Африке и на Ближнем Востоке является относительно новым лицом в ливанской политике. До недавнего времени он жил в своем особняке в престижном районе Лондона Кенсингтон. По информации газеты «Ан-Нахар», он предлагал немалые деньги бывшему премьер-министру Франции Франсуа Фийону за то, чтобы тот познакомил его с президентом Российской Федерации В.В. Путиным. 30 августа в штаб-квартире движения «Мустакбаль» в Бейруте прошла конференция, на которой присутствовали бывшие премьер-министры Фуад Синьора и Наджиб Микати. Ее участники выразили поддержку Сааду Харири как выразителю интересов суннитской общины.  Однако остальные требуют для себя двух министерских портфелей в новом правительстве.  Шесть таких депутатов провели 25 августа встречу в резиденции Фейсала Караме в Триполи. Фейсал Караме является представителем старой аристократической суннитской семьи и союзником «Хизбаллы». Он может теоретически войти во фракцию от маронитской партии «Марада» (как и ее члены он был избран от округа Аккар). Согласно ливанскому законодательству минимальный размер фракции в парламенте должен составлять три депутата. Однако вряд ли члены «Марады» будут отдавать свой министерский портфель сунниту, поэтому Фейсал Караме претендует на то, чтобы пойти по суннитской квоте. Кроме Ф.Караме в совещании в Триполи приняли участие депутаты Абдель Рахим Мрад, Джихад ас-Самад, Валид Сукарийе, Касем Хашем и Аднан Траблуси. В заявлении этой группы говорится: «Суннитский узел является выражением чаяний тех суннитов, которые проголосовали на выборах не за движение «Мустакбаль» и ждут своего представительства в правительстве. Его замалчивание премьер-министром свидетельствует о том, что он реально не озабочен правами суннитской общины».

Второй, более сложный узел обусловлен категорическим отказом Валида Джумблата отдавать один из постов в будущем правительстве своему конкуренту Талялю Арслану из Демократической партии Ливана (ДПЛ). Согласно Таифским соглашениям, друзы имеют право на три министерских портфеля в правительстве Ливана. На майских выборах от этой общины в парламент Ливана было избрано 8 депутатов, 7 из которых представляют Прогрессивно-социалистическую партию (ПСП) Валида Джумблата. В то же время лидер СПД и нынешний министр иностранных дел Джебран Басиль стремится ввести в правительство одного министра от ДПЛ, которая входит в его блок «За сильный Ливан». В этой связи Джумблат обвиняет СПД в том, что это движение хочет «монополизировать власть в Ливане». Учитывая давнее соперничество кланов Джумблатов и Арсланов, лидер ПСП хочет сохранить свое эксклюзивное право на  лидерство в друзской общине.

Однако корни позиции Джумблата лежат еще глубже: в традиционных конфликтах между маронитами и друзами в Горном Ливане. Последним всплеском давней вражды была гражданская война 1975-1990 годов, когда 60 тысяч маронитов было изгнано вооруженными формированиями ПСП из района Шуф. В конце 1990-х годов при посредничестве бывшего патриарха маронитской церкви Насраллы Бутроса Сфейра их удалось вернуть, но при этом лидер ПСП хочет политически доминировать в районе Алей-Шуф. В качестве альтернативы предоставлению трех министерских портфелей он выдвигает план создания верхней палаты ливанского парламента – Сената, спикером которого обязательно должен быть друз. В этих требованиях его поддерживает спикер ливанского парламента Набих Берри. Вероятно, оба политика сошлись на почве общей нелюбви к СПД и Джебрану Басилю.

Третьим узлом являются обозначившиеся противоречия в рамках маронитской общины. К ним относится конфликт между крупнейшими христианскими партиями (СПД и «Ливанские Силы») за министерские портфели в новом кабинете. На майских парламентских выборах 2018 года СПД показало более слабый результат, чем в предыдущих избирательных кампаниях, завоевав всего 17 мест. В то же время «Ливанские силы» Самира Джаджаа существенно увеличили свое представительство (с 8 до 15 мандатов). В связи с этим они требуют большего представительства в новом кабинете. В настоящее время представители «Ливанских сил» Самира Джаджаа требуют 5 министерских портфелей или 4-х но с условием предоставления им поста вице-премьера и одного «королевского» поста (министра иностранных или внутренних дел или министра финансов). Эти требования усугубились в последнее время из-за разрыва отношений между лидерами двух христианских партий. Коалиция между СПД и «Ливанскими силами» была оформлена 18 января 2016 года соглашением в Маарабе, носившим тайный, конфиденциальный характер. Руководители «Ливанских сил» пренебрегли этой конфиденциальностью и опубликовали текст данного соглашения в газете «Ан-Нахар» 6 июля с.г. После такого «вероломства» Джебран Басиль категорически отказывается иметь дело с Самиром Джаджаа.

Однако помимо этих внутриполитических конфессиональных «разборок» на задержку формирования правительства влияет и внешний фактор. По мнению ливанской журналистки Скарлетт Хаддад, США и Саудовская Аравия оказались очень недовольны победой движения «Хизбалла» и его союзников на парламентских выборах, прошедших в мае, и решили саботировать формирование нового правительства, чтобы оно не стало «проиранским». На это указывают, в частности, прошедшие в июне с.г. поездки в Саудовскую Аравию Валида Джумблата и Самира Джаджаа, где их, вероятно «обработали», подкрепив агитацию финансовыми вливаниями. При этом ливанские клиенты Вашингтона и Эр-Рияда надеялись, по мнению журналистки, на значительное ослабление ИРИ благодаря американским санкциям и кризису в иранской экономике. Однако этого не случилось. Тегеран не отказался от активной региональной политики. Правительству Башара Асада удалось ликвидировать предпоследний анклав вооруженной оппозиции в Дераа, а саудовское наступление на Ходейду в Йемене захлебнулось.

На ход правительственного кризиса влияет и отказ Саада Харири кооперироваться с просирийскими политическими силами и начинать прямой диалог с Дамаском. Между тем, такие отношения нужны, хотя бы для возвращения сирийских беженцев. По-видимому, у Харири сохраняются опасения, что после возвращения контроля над Сирией правительство Асада вновь начнет диктовать свою волю Ливану. Не исключено и влияние его покровителей из Эр-Рияда. 31 августа в интервью каналу EvroNews премьер-министр Ливана отметил, что он «предпочитает сотрудничать с российским президентом Владимиром Путиным, чем с сирийским режимом». С.Харири отметил: «Россия сумела отстоять свою точку зрения, и будет контролировать Сирию. Отныне мы сотрудничаем с русскими».

Газета Orient le Jour отмечает в этой связи, что, если прежде ливанские политики совершали паломничество в Вашингтон, Эр-Рияд и Тегеран, то теперь к этим направлениям добавилась Москва.  За два месяца в России побывали премьер-министр Саад Харири, министр иностранных дел Джебран Басиль, сын лидера ПСП, депутат парламента Теймур Джумблат. Последний пообещал российской стороне восстановить уровень отношений между Москвой и своей партией, который существовал в советское время (стратегическое партнерство). Однако планы и намерения самой России по отношению к Ливану местным политикам и СМИ не всегда понятны.