- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 20

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда.

Приступаем к разбору статьи авторства Чагатая Оздемира и Неслихан Сайдам, представляющих Фонд и Университет Сабанджи и написавших статью под заголовком «Роль турецкого лобби в Вашингтоне в турецко-американских отношениях», несомненно актуальную при нынешнем состоянии двусторонних отношений.

Уже в связи с заголовком хотелось бы сразу сделать два комментария.

Во-первых, в Турции широко признан тот факт, что на американскую политику оказывают существенное влияние находящиеся внутри разного рода группы влияния, в том числе, представляющие интересы зарубежных государств. В числе имеющих наибольший вес – опять же две, находящихся в фокусе пристальных интересов турецкой внешней политики. Разумеется, речь идет об Израиле, с которым Турция вступила в клинч по палестинскому, в том числе, и по иерусалимскому вопросу. Говоря шире, Турция в ближневосточном вопросе ушла с нейтральных позиций на сторону того что, с большой степенью условности, можно назвать собирательно «арабским миром». И второй национальной группой, которая по мнению Турции, имеет заметный вес в Вашингтоне, является Армения с которой у Турции один, но большой, конфликтный вопрос – события 1915 года, которые частично признаны в мире «геноцидом армянского народа». И, вдобавок к нему, существует вопрос Нагорного Карабаха, по которому Турция выступает с общих позиций с Азербайджаном. Кстати, Турция в 2009 году, подписав протоколы с Арменией, попыталась занять более сбалансированную позицию между двумя бывшими советскими республиками. Однако, большие интересы в сфере энергетики (а отнюдь не мифическое братство, которое в таких вопросах, вообще, не является никаким гарантом автоматической общности позиций – В.К.) привели к тому, что Турция была вынуждена вернуться на исходные позиции, а протоколы просто оказались бумагой с чернилами на них.

И, во-вторых, заметим, что на американскую позицию изнутри пытаются повлиять все кому не лень, потому как лоббистская деятельность в стране является абсолютно законной. К примеру, в ходе различных турецко-азербайджанских мероприятий немало говорится о том, что надо эффективнее использовать в США свои группы влияния. Что, впрочем, не приводит к тому, что в отношении Турции, Азербайджана, а также Израиля или Армении вводятся санкции за вмешательство во внутренние дела США. Ну, а то, что Турция, по крайней мере задумывается о том, как эффективнее влиять на позицию США изнутри заметно, хотя бы из той публикации, к рассмотрению которой мы сейчас приступаем.

Начинается статья с констатации того факта, что в 2017 году турецко-американские отношения пережили «ряд кризисов», которые заставили даже говорить о том, что партнерство «Вашингтон-Анкара» подошло к своему концу. Здесь авторы говорят о том, что особенно актуальным в нынешней ситуации является провести ревизию проблем в отношениях и нащупать пути их решения. Немаловажным обстоятельством здесь является, что в кризисах двусторонних отношений участвуют многие игроки. Наибольшее к себе внимание среди них привлекают различные лоббистские группы, которые, как пишут авторы, во многом и определяют внешнеполитический курс США в отношении той или иной страны.

Довольно предсказуемым образом, на первые строчки среди внутриамериканских лоббистов издание выводит израильское и армянское лобби, подчеркивая, что именно Израиль занимает первые строчки в ряду стран, которые выделяют наибольшие средства на лоббирование в США. Армянское же лобби «всю свою силу» использует против Турции и, как признают авторы, добивается эффекта на высоком уровне.

Всего же, как пишут авторы, в США работают различные лоббисты от имени 134 стран мира, включая и саму Турцию. При этом они подчеркивают то обстоятельство, что Турция также находится в ряду стран, выделяющих наибольшие бюджеты на лоббизм в США. При этом турецкие лоббисты в США сталкиваются с целым рядом вызовов, одним из которых является так называемая «террористическая организация» Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО, сам беглый проповедник постоянно проживает в Пенсильвании – В.К.). Таким образом, авторы фиксируют, что в США по вопросу Турции действуют два лобби – одно турецкое, а другое – антитурецкой (строго говоря, не антитурецкое, а направленное против действующего руководства страны, что, все-таки, является разными вещами – В.К.).

В связи с кризисами, которые возникли в отношениях между Анкарой и Вашингтоном в 2017 году, вновь вышли на повестку дня дискуссии о турецком лобби в США. И здесь авторы приходят к мысли о том, что необходимо провести некоторую инвентаризацию турецких и антитурецких лобби в США, их стратегий и роли в имеющихся кризисах, чему, собственно, и посвящен подготовленный ими материал.