- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 21

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда.

Продолжаем разбор статьи авторства Чагатая Оздемира и Неслихан Сайдам, представляющих Фонд и Университет Сабанджи и написавших статью под заголовком «Роль турецкого лобби в Вашингтоне в турецко-американских отношениях», несомненно актуальную при нынешнем состоянии двусторонних отношений. Напомним, что мы остановились на мысли авторов о том, что турецкое и антитурецкое лобби в Турции действуют весьма активно.

Первый раздел материала называется «Лоббизма в политике США и турецкое лобби». Опускаем информационный экскурс автора, говорящего об узаконенности лоббизма в США и об истории вопроса. Сразу переходим к дню сегодняшнему: в США, по данным 2017 года, действует 11 тыс.  529 лоббистских структур. Всего же за год на лоббизм было потрачено 3,34 млрд долл. США.

Турция начала свою лоббистскую деятельность в США после 1980-х годов. Начиная с этого времени, к продвижению турецких интересов подключились некоторые американские мозговые центры и турецкие некоммерческие организации. Однако автор оговаривается, что эта деятельность не имеет официального статуса «лоббизма». Поскольку согласно Акту о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act) от 1938 года, требуется ясно задекларировать в интересах каких стран действует та или иная лоббистская структура, какие шаги она предпринимает и сколько на них тратит средств. Иными словами, только после регистрации как иностранного представителя можно говорить об «официальной» лоббистской деятельности. В противном случае, Конституция США «не защищает» подобный лоббизм. Таким образом, авторы приводят читателей к мысли о том, что на последующих этапах Турция сконцентрировалась только на ведении официального лоббизма с США и с помощью ряда компаний в Вашингтоне пытается отстаивать свои интересы.

Здесь авторы делают ещё одну ремарку: в своем классическом понимании, лобби действуют в интересах определенной группы. Однако, в турецком лоббизме в США наблюдается немного другая ситуация, поскольку есть две группы лобби – действующие в интересах Турции и действующие против интересов Турции (или сообразно другому пониманию интересов Турции и вразрез с интересами официальной (!) Анкары, что российским читателям должно быть понятно – В.К.). Первые, то есть действующие в интересах Турции юридические и физические лица, официальным образом уполномочены со стороны ведомств страны на ведение соответствующих видов деятельности. Другая группа обозначает себя как «турецкое лобби», однако, действует против интересов страны – речь идет о лоббизме, который, в первую очередь, ведет «ФЕТО» (так называемая, террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – В.К.).

Таким образом, авторы переходят к очередному разделу статьи, который называется «Лоббистские структуры, действующие в интересах Турции». Согласно данным Министерства юстиции США и Закону о регистрации иностранных агентов, турецкое лобби в Вашингтоне является самым высокобюджетным (!). Согласно учредительным документам, турецкое лобби в США состоит из двух частей. Первая и самая широкая часть – та лоббистская деятельность, которую ведет сама Турецкая Республика в рамках соглашений, которые подписаны Посольством Турции или Министерством национальной обороны. Вторая часть группы – те частные структуры, чьи штаб-квартиры находятся в Турции. Эти группы заключают соглашения с целью продвижения как собственных интересов, так и интересов Анкары. При этом лоббистские группы, работающие на Турцию, действуют вместе с влиятельными политиками.

Далее альманах перечисляет имена тех американских политиков, которые в разное время занимались лоббизмом в интересах Турции. Среди них: бывший представитель Миссури в Демократической партии Ричард Гефардт, бывший член Конгресса от республиканцев Джим Маккрери, бывший глава демократического большинства в Сенате Том Дэшл, Пол Манафорт (приставка «младший» в статье, равно как и должность, не упоминаются, но можно понять, что речь идет о руководителе избирательной компании Д.Трампа в 2016 году – В.К.), бывший советник Д. Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн и т.д.

Следующий раздел статьи называется «Лоббисты, уполномоченные правительством Турции».

Как указывает автор, если рассмотреть те соглашения о лоббизме, которые подписывает Анкара в Вашингтоне с компаниями и физическими лицами, то их можно условно разделить на две группы. Первая из них включает компании, которым дается право действовать от собственного имени. Если выражаться точнее, то за ними признается право самим подписывать соглашения и с другими компаниями. Таким образом, эти компании расширяют сферу своей работы и становятся более эффективными. Следовательно другие компании, с которыми договорились посредники от имени Турции, также попадают в эту группу турецких лоббистов. С другой стороны, есть соглашения, которые заключает Турция и с частными лицами. Те лица, которые признаются влиятельными и в работе которых в определенной сфере есть заинтересованность, уполномачиваются официально.