- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские аналитические центры о концепциях развития Ирана

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в декабре 2016 года стала настоящим испытанием для Исламской Республики Иран. В ходе своей предвыборной кампании Д.Трамп успел продемонстрировать свою антииранскую позицию в полной мере, а после избрания начал ее активную реализацию. В мае 2018 года американский президент заявил о выходе своей страны из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, соглашения, достигнутого между Ираном и шестеркой международных посредников в январе 2016 года, а уже в августе 2018 г. США ввели новый пакет экономических санкций против Ирана. Но это лишь первый этап санкций на пути изоляции ИРИ. Вскоре будут приняты новые, которые, по словам Д.Трампа, в результате станут самыми тяжелыми за всю историю ирано-американского противостояния. По некоторым сведениям доллар достиг отметки 15 000 иранских туманов. Цены в Иране растут, люди — беднеют. Ситуация напоминает реалии осени 2012 года, когда экономический кризис в Иране был в разгаре.

Иранское руководство продолжает настаивать на антиимпериалистическом и антиэксплуататорском характере своей политики, которая, по их словам, все еще жизнеспособна, однако, главные инструменты борьбы – контроль над мировой экономикой, международно конвертируемой валютой и финансово-торговыми операциями – принадлежит все тем же империалистическим (по иранскому определению) силам, которые применяют их при каждом проявлении «неповиновения». Между тем, не только внешние, но внутренние факторы, такие, как коррупция, непотизм, неэффективный менеджмент  пр., препятствуют развитию страны. Ведущие аналитические центры ИРИ пытаются выявить основные проблемные точки в стране и выработать стратегию выхода из кризиса.

Для того, чтобы давать прогнозы и оценки реалиям в Иране, следует отметить, что внешняя и внутренняя политика ИРИ осуществляется в формате пятилетних планов (программ) развития. Сегодня Иран движется в рамках Стратегии-2035, принятой в 2000 году, а в действии находится шестая программа развития Исламской Республики Иран, включающий пятилетний период 2016-2021 годов (до 21 марта). План был одобрен после подписания СВПД и рассчитан на отмену всех санкций. Шестой план развития является носителем положительных и отрицательных последствий предыдущих пятилетних программ. На него влияют глобальные, региональные и национальные события, которые произошли или происходят в настоящее время. Следовательно, шестая программа развития должна обязательно основываться на последствиях прошлых планов и глобальных, региональных и национальных событий. Текущий план развития направлен на достижение к 2020 году роста ВВП на 8%, однако при сложившейся экономической картине внутри и вокруг Ирана итоговые цифры могут оказаться совершенно иными. В своем очередном исследовании, посвященном экономическому развитию, Центр стратегических исследований отмечает три аспекта, которые сделают стратегию плана развития оптимальной и положительной:

— пятилетние планы сталкиваются с одной важной проблемой: дело в том, что зачастую ответственность за реализацию этих планов переходит от одного правительства к следующему и не доводится до конца. Учитывая, что каждый выбранный путем всенародного голосование президент, а соответственно, его кабинет министров, остается у власти на восьмилетний срок (два президентских срока), то рационально определять план развития с расчетом на два президентских срока или семилетний срок. За первый год правительство сможет разработать программу, а далее семь лет уйдут на его реализацию. В таком случае станет возможно оценить и результаты правление того или иного правительства по итогам реализации программы.

— второй аспект – установление сроков. Необходимо определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы. По мнению центра, следует определять не 10-и или 20-летние сроки, а, например, 50-летний, и в рамках многолетней стратегии устанавливать промежуточные сроки.

— существуют различные методы стратегического планирования, однако, в Иране учитывается только один подход – возможности, ориентированные на безопасность. Подобный подход, известный как SWOT, не обладает всеобъемлющим потенциалом для стратегического планирования. Каждая область требует своего собственного подхода к планированию, который часто дифференцируется с подходом, ориентированным на безопасность, и, в частности, подходом SWOT.

Что касается внешнеполитических задач, то в первую очередь, Иран стремится к установлению многополярного мира. Группа BRICS, куда входят Россия, Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка, охватывает почти одну треть мировой экономики и создает единый денежный фонд для преодоления монополии Международного валютного фонда и Всемирного банка. BRICS бросает вызов США и авторитету доллара. События в Украине и Сирии расширили разрыв между Россией и Западом и заставили Китай быть более настороженным. Помимо BRICS и Шанхайского организация сотрудничества, регион МЕРКОСУР (латиноамериканские страны) также работает над тем, чтобы прояснить границы своих интересов в Северной Америке и Европе. Очевидно, что за время шестого плана развития Исламской Республики мир движется к биполярной западной системе: Запад (Европа и Америка) — Восток (Китай и Россия).

Исламский мир, с одной стороны, охвачен движениями исламского пробуждения в Египте, Йемене, Палестине, Бахрейне, Тунисе и Ливии, а с другой — сталкивается с угрозами радикализма. В мусульманском мире есть четыре разных представления о глобальных событиях и процессе формирования мирового порядка:

  1. Идея доминирования (среди правительств исламских стран): данной идеей является тенденция к западному полюсу мира (Америка-Европа), Турция и Саудовская Аравия являются флагманами этого понятия, и большинство арабских государств сторонники этой идеи.
  2. Слабый подход: приближение к восточному полюсу мира (Россия-Китай).
  3. Невнимательный подход: подход стран, которые не вовлечены в события в глобальной системе и заняты своими проблемами.
  4. Наступательный подход: стремление к организации третьего полюса мира (движение глобального исламского пробуждения). Флаг этой идеи находится в руках сил Исламской революции и регионального движения «Хизбалла».

Все четыре подхода имеют слабые и сильные стороны, а также их относительные возможности и преимущества, но ни одна из этих идей не может доминировать в исламском мире в течение периода шестого плана развития, и они вынуждены взаимодействовать друг с другом. Стратегия Исламской Республики должна быть сосредоточена на глобальном, региональном и национальном дискурсе четвертой (агрессивной или наступательной) идеи формирования глобального порядка, считает мозговой центр «Аналитический центр доктрин». С другой стороны, необходимо учитывать стремление западных стран внести изменение в географические границы ближневосточных и ряда других исламских стран, как, например, Судан и Индонезия. И хотя Исламская Республика Иран не входит в план Запада по изменению границ, не рассматривать эти усилия и возможные последствия во время вырабатывания стратегии развития невозможно.

Еще один региональный процесс, который следует брать во внимание в ходе шестого плана развития – исламское пробуждение. За последние четыре года исламское пробуждение привело к краху египетского, ливийского, тунисского и йеменского правительств, йеменская революция потерпела неудачу, но она не завершена, бахрейнская революция все еще продолжается. Сирия практически отбила угрозу радикализма, Ирак глубоко вовлечен в конфликт. Победа народа Газы в 51-дневной войне летом 2014 года вновь спровоцировала исламское пробуждение. За время шестого плана развития Исламской Республики исламское пробуждение проходит три этапа:

  1. Стадия краха авторитарно-реакционных государств, таких как Саудовская Аравия, Бахрейн и другие: Саудовская Аравия будет проживать тяжелый период политических изменений после действующего короля Салмана ибн Абдул-Азиза и Халида ибн Фейсала Аль Сауда — губернатора провинции Мекка и сына короля Фейсала (оба находятся в преклонном возрасте). Изоляция ваххабизма-такфиризма в исламском мире привела к идеологической изоляции Саудовской Аравии в течение текущего десятилетия, пишет аналитический центр.
  2. Этап прозрачности — это признание «чистого» ислама. Именно в период шестого плана в исламском мире появилась необходимость ответа на вопрос об «истинном исламе». Правильное использование этого этапа в исламском пробуждение способствует укреплению позиций Ирана, т.е. иранского шиизма, по отношению к «вестернизированному» исламу в Турции, саудовскому ваххабизму или даже шиитских сектантских групп, как, например, «лондонский шиизм».
  3. Этап сближения исламских мазхабов: этот этап направлен на противостояние стремлениям американцев разжечь религиозные войны в исламском мире. Стратегия исламского сближения — это стратегия нейтрализации межконфессиональной розни. Сближение исламских религий на уровне элиты и ученых исламского мира, с одной стороны, и на обывательском уровне, с другой, является главной целью исламского пробуждения в рамках шестого плана.

Важным пунктом в выработке стратегии является дипломатия исламской революции. По оценкам экспертов «Аналитического центра доктрин», Соединенные Штаты действуют против Ирана по той же схеме, что и против Советского Союза. Америка сначала поставила Советский Союз с идеологического уровня на стратегический уровень, а затем бросила вызов стратегически. США в настоящее время настаивают на том, что Исламская Республика сходит с идеологического уровня на стратегический уровень и будет бороться с Соединенными Штатами на стратегическом уровне, таком как ядерная энергия или даже баллистические ракеты (как и Советский Союз). Дипломатия исламской революции имеет два разных уровня — идеологический и стратегический. ИРИ никогда не будет обсуждать свои идеологические положения на стратегическом уровне. Стратегические задачи Ирана и США проявляются в нескольких проектах:

  1. Соединенные Штаты пытаются осуществить реформу сектора безопасности (Security Sector Reform — SSR) в Сирии и Иране. Экономические санкции являются частью этой реформы. Предотвращение проекта SSR США станет одним из показателей оценки шестого плана развития.
  2. Соединенные Штаты проводят проект «Разоружение, демобилизация, реинтеграция» (Disarmament, Demobilization, Reintegration — DDR) по отношению к «Хизбалле» ХАМАСу и «Исламскому джихаду» через Организацию Объединенных Наций. Методы и масштабы этого проекта в отношении ИРИ, Ливана и Палестины должны быть определены и нейтрализованы.
  3. В соответствии с шестым планом развития, ИРИ в рамках антитеррористической дипломатии, действующей в регионе и мире, реализует проект DDR в отношении суннитских и шиитских радикалов, таких, как «Исламское государство», «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра» и «Боко харам» (запрещены в России).
  4. В соответствии с шестым планом развития, ИРИ будет осуществлять проект SSR в отношении Израиля (сионистского режима по иранской терминологии) в рамках антитеррористической дипломатии в регионе и мире.
  5. В соответствии с шестым планом развития, ИРИ намерены в рамках своей антиимпериалистической войны перенести американский проект SSR против Ирана в международный дискурс.

Центральной идеей в исследовании центра является убеждение в том, что исламская модель управления, установленная в Иране является идеальной моделью в пост-марксистскую и пост-либеральную эпоху. Указанные обе системы управления оказались не эффективными в Исламской Республике, в то время, как исламская модель представляет собой симбиоз двух вышеназванных идей. Однако, либералы и технократы в иранских правительствах не сумели реализовать в полной мере исламскую модель, т.к. пренебрегали исламской составляющей, говорится в исследовании. Отметим, что действующий президент Хасан Роухани является представителем именно либеральной системы правления в рамках исламского режима. До выхода США из СВПД и введения санкций он выступал за либерализацию иранской экономики, однако, сегодня ряд иранских экономических экспертов утверждают, что этот подход ошибочен для Исламской Республики, и советники президента, которые толкают его в сторону либерализации, преследуют лишь собственные интересы.

Центр стратегических исследований в книге «Национальные системы устойчивого развития и управления», опубликованной недавно, считает, что в настоящее время Иран сталкивается с многочисленными кризисами и напряженностью, которые, если их не решить, могут создать фундаментальные проблемы для страны. Вот некоторые из наиболее важных из этих кризисов:

— экономический кризис, самые заметные проявления которого инфляции, стагнации, безработицы, банкротства пенсионных фондов, высокие колебания обменного курса и т.д.

— социальный кризис, а именно — чрезмерное распространение маргинализации в городах Ирана, растущие масштабы наркозависимости, крах социального капитала, этническая и религиозная неудовлетворенность являются наиболее заметными проявлениями этого кризиса в Иране.

— экологический кризис, наиболее заметными проявлениями которого количественный и качественный водный кризис, загрязнение воздуха в целом и микроорганизмами в частности, разрушения лесов в целом, и серьезная опасность исчезновения лесов Загроса в частности, опустынивание, эрозия почвы и пр.

В связи с этим, основной проблемой Ирана, ЦСИ видит именно в нестабильности, а выходом из этой ситуации может стать начало национального диалога между иранцами с различными ценностями и подходами, накопленным опытом, что положит конец нестабильности, и начнет движение к устойчивости. Причиной сложившейся нестабильности в данном исследовании названы ошибки в управлении, которые привели к общему снижению качества управления. В нынешнем политическом климате страны понятия «национальные интересы» и «национальный диалог» регулярно  употребляются без какого-либо точного определения, считают авторы книги. Поэтому, концепция «устойчивости» Ирана в контексте определения, данного в исследовании, может помочь в достижении консенсуса по таким понятиям, как национальные интересы, и показать, как должен вестись национальный диалог о том, что следует улучшить, показатели и меры, с которых следует начинать.

Очевидно, что иранскими экспертами экономическая сфера воспринимается в контексте ее стратегического значения – в связи с противостоянием с США. Это многолетнее противостояние проходит во всех сферах и воспринимается как нечто многогранное, всеобъемлющее и определяющее не только для Исламской Республики, но и мира в целом. Так, план развития страны воспринимается в качестве стратегической разработки и непременной задачей сохранения исламского режима, политического и экономического суверенитета.