- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О стратегических рисках китайско-израильского взаимодействия

После решения президента США о выходе из сделки по иранской ядерной программе некоторые эксперты прогнозировали, что в числе стран, которые понесут наибольшие потери от этого заявления, окажется Китай, заинтересованный как в сохранении дипломатического эффекта СВПД, так и в поддержании связанных с ним экономических интересов на Ближнем Востоке. С течением времени стало очевидно, что Пекин пытается извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации, а это, в свою очередь, может осложнить его отношения с Израилем, чья позиция по ядерной сделке с ИРИ предельно ясна. Одновременно с этим появляются свидетельства недовольства Вашингтона китайской линией, что также потенциально угрожает связям Пекина и Иерусалима, делая их более уязвимыми.

В пятницу госсекретарь США М.Помпео написал в твиттере, что удивлен отношением верховного лидера Ирана аятоллы А.Хаменеи к практике репрессий против мусульман в Синьцзяне. Основная волна явной критики, разумеется, была направлена против Тегерана и его претензий на лидерство в мусульманском мире, причудливо сочетающихся с подобными двойными стандартами. Однако в действительности М.Помпео, прежде всего, выразил протест против сотрудничества сторон, определяющим мотивом которого служат экономические соображения. Это явно мешает воплощению американской, да и израильской стратегии применительно к ИРИ. Продолжая взаимодействие, Пекин фактически спасает Исламскую Республику от возможности следовать уготованному ей сценарию, где она должна будет бороться не за гегемонию, а за выживание.

В середине текущей недели отправкой двух танкеров завершился 18-дневный перерыв в поставках иранской нефти в Китай, оказавшийся, по данным Bloomberg, самым длительным за последние три года. Для большинства экспертов эта ситуация стала сигналом, демонстрирующим, что Пекин пытается не смириться с курсом, предлагаемым Вашингтоном, а пойти по собственному пути, одновременно стремясь получить для себя более выгодные условия. Не зря, по словам президента Ирана Х.Роухани, «нефть, газ и нефтехимия находятся на переднем крае» развязанной против Исламской Республики экономической и психологической войны. Дополнительным свидетельством применения данной тактики служит переход китайских нефтяных компаний Zhuhai Zhenrong Corp и Sinopec на иранские танкеры. Помимо этого долгосрочные контракты с National Iranian Tanker предполагают страхование рисков по поставке нефти, которые ранее ложились на покупателя.

Несмотря на явное извлечение пользы из ситуации вокруг Тегерана, Китай не оставляет и своих интересов, в разной степени затрагивающих Израиль, что уже сейчас вызывает серьезную озабоченность представителей экспертного сообщества страны. Прежде всего, это касается китайских проектов построения транспортных коридоров, необходимых в процессе реализации масштабной инициативы «Один пояс, один путь». Так, Пекин старательно расширяет свое присутствие в порту Хайфы и Ашдода, что может означать для Иерусалима стратегическую угрозу сразу на нескольких направлениях. С одной стороны, как отмечает эксперт университета Хайфы и американского исследовательского центра Hoover Institute Г.Ругхед, через участие в построении и развитии гражданских систем, специалисты из КНР потенциально получают информацию и о военных и прежде всего, об уязвимости израильских военных кораблей.

Другой эксперт, представляющий Научно-исследовательский центр морской политики и стратегии в Хайфе Ш.Хорев полагает, что рискованными выглядят и растущие китайские инвестиции, посредством которых КНР ведет экспансию в Средиземноморье, мешающую развитию более значимых совместных инициатив в сотрудничестве с другими государствами. Прежде всего, речь идет о США. Подводя итоги состоявшейся в августе в Хайфе конференции, Ш.Хорев подчеркнул, что построение в регионе транспортного коридора, необходимого Китаю в процессе развития масштабного проекта «Один пояс, один путь» препятствует стратегическому партнерству Израиля и США. В частности это проявляется в возможности использования Шестым флотом ВМФ США (группы кораблей, дислоцирующиеся в Средиземном море) порта Хайфы, который теряет свое значение в их глазах. В этой связи эксперт рекомендует сосредотачиваться не на экономических отношениях с Китаем, а на военно-стратегических связях с США, считая их более важными.

Таким образом, Китай представляет собой еще одну страну, контакты с которой оказались под серьезным влиянием дальнейшей судьбы СВПД. Помимо этого сегодня в экспертном сообществе появляется все больше опасений, согласно которым чрезмерное вовлечение китайской стороны в масштабные инфраструктурные проекты может обернуться для Израиля серьезными стратегическими рисками и негативно повлиять на некоторые аспекты сотрудничества с США. Вместе с тем экономические интересы и стремление диверсифицировать свои дипломатические связи все же останутся определяющими факторами китайско-израильского партнерства.