- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 22

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда.

В частности, говорим о статье авторства Чагатая Оздемира и Неслихан Сайдам под заголовком «Роль турецкого лобби в Вашингтоне в турецко-американских отношениях». Напомним, что мы закончили на перечислении имен тех высокопоставленных американских политиков, которые на разных этапах своей политической карьеры официально занимались лоббизмом в США в интересах Турецкой Республики.

Первую строчку среди компаний, с которыми работает турецкое государство занимает Gephardt Group (https://www.gephardtgroup.com/ [1]). Как пишут авторы статьи, задачей компании мыслилось «учитывать интересы Анкары» в ходе законодательного процесса и формировать для Турции «положительный образ». В дальнейшем, Gephardt Group подписали ещё соглашение с Greenberg Traurig (https://www.gtlaw.com/ [2]), что позволило диверсифицировать лоббизм, осуществляющий в интересах Турции. После того, как соглашение с Gephardt Group подошло к концу, отношения с Greenberg Traurig были продолжены.

В частности, соглашением между Турецкой Республикой и известной американской юридической компанией с офисами по всему миру было предусмотрено «направлять» Вашингтон в русле интересов Анкары, формировать по отношению к туркам положительный имидж, а также «вносить вклад» в развитие двусторонних отношений. Также в сфере ответственности компании – увеличение членов турецкого Совета в Конгрессе (Turkish Caucus — http://www.tc-america.org [3], число членов в период 114-го Конгресса составило 159 – В.К.) и поддержка его деятельности.

В рамках осуществления своей деятельности Greenberg Traurig заключил соглашение и с другими компаниями. В их числе упоминаются: Capital Counsel, LB International Solutions и Daschle Group.

Другой компанией, с которой у Турции есть соглашение, является Amsterdam & Partners (https://www.amsterdamandpartners.com/ [4], штаб-квартира – в Лондоне – В.К.). Основная лоббистская деятельность этой компании сконцентрирована вокруг так называемой «террористической организации Фетхуллаха Гюлена» (в турецкой аббревиатуре – FETO – В.К.). Главной задачей этой юридической компании является изучить структуру FETO в США, включая школы беглого проповедника, и на основе полученных данных готовить отчеты.

Как заявил один из основателей компании Роберт Амстердам (в статье, по-видимому, по ошибке указан как Роберт Партнер; вообще, в статье, в части названий, к примеру, юридических компаний встречаются неточности и опечатки – В.К.) он уполномочен со стороны Турецкой Республики выявить и предъявить незаконные связи структуры Гюлена, причем в масштабе всего мира. Также он отметил, что наряду с борьбой с гюленистами внутри Турции, в частности, среди судейского корпуса и структур службы безопасности, внимание всех, кто «думает о будущем турецкой демократии» должны привлечь факты лоббизма FETO за рубежом.

Далее, упомянутая компания (Amsterdam & Partners) диверсифицировала свою лоббистскую деятельность, подписав соглашение с пятью различными компаниями и двумя физическими лицами. Среди компаний, осуществляющих в США лоббистскую деятельность для Турции, по данным 2017 года, упоминаются: Advanced Advocacy, Stroud Communications, 5W Public Relations, Kindel Gagen и Madison Group.

Кроме этого, компания Amsterdam & Partners «законтрактовало» стать частью турецкого лобби Джима Арнолда (есть компания Arnold Public Affairs, https://arnoldpublicaffairs.com [5]  – В.К.) и Джейсона Брента Гонзалеза (по всей видимости, речь идет о нем — https://shutts.com/lawyer/jason-gonzalez/ [6] — В.К.).

Как указывают авторы материала, Турция подписывает и другие соглашения с прочими компаниями, однако, они – не столь значительны. В отличие от двух упомянутых выше соглашений, деятельность данных компаний ведется независимо. В частности, упоминается о компании АРСО (есть офис в Турции, состоящий из бывших высокопоставленных турецких бюрократов, занимающихся консалтингом в интересах местного и международного бизнеса – В.К.) и Burson-Marsteller. И та и другая занимают развитием медийных контактов Турции в США. В частности, их задачей является влияние на американские медиа. Кроме того, они ведут подготовку аппарата Посольства Турции в США.

Кроме того, было подписано соглашение с Ballard Parnters, которое, в первую очередь, фокусируется на американских политиках. Целью компании является информирование Анкары об «изменениях у упомянутых политиков, которые могут заинтересовать Турцию» с тем, чтобы «обратить процесс на пользу Турции».

Также одной лоббистских компаний, действующих в интересах Турции, является King & Spalding, которая сфокусирована на законотворчестве и международном законодательстве.

Второй категорией соглашений являются заключенные с частными лицами. В этой связи, Министерство национальной обороны подписало контракт с бывшим директором отделения «Турецких авиалиний» Ихсаном Байтаном на сумму в 84 тыс. долларов. Его задачей является налаживание контактов с ОПК США с целью организации его партнерства с турецкими компаниями. Как пишут авторы статьи, кроме этого имени, среди лоббистов – физических лиц, по данным 2017 года, никого обнаружить не удалось.