- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль строит стену на границе с Ливаном

На израильско-ливанской границе закончилось строительство части бетонной стены протяженностью 11 км в двух районах: от израильского кибуца Мисгав-Ам до Метуллы на севере и Рош-ха-Никра на западе страны. К концу года длина стены достигнет 13 км. Планируется, что пограничное сооружение высотой от 7 до 10 метров протянется на 130 км от Средиземного моря до горы Хермон на восток от побережья. По словам бригадного генерала Эрана Офира, ответственного за возведение пограничных сооружений, стоимость строительства стены от Рош-ха-Никра на побережье и до Хар Дова оценивается в 1.7 млрд шекелей (475 млн долларов США). Предполагается, что стена предотвратит проникновение на территорию Израиля боевиков подразделения «Радван» из «Хизбаллы». Стена призвана защищать от подрывов и стрельбы. Прокладывается новая система дорог. Стена будет оборудована датчиками, предупреждающими системами, стальными сетками и видеокамерами, позволяющими вести наблюдение за пределами стены. Планируется организовать центры по сбору информации.

На сегодняшний день по проектам обустройства израильской границы возведено 1065 км стен или новых заградительных заборов. Из них 220 км приходится на границу с Египтом, 605 км  построено вокруг Западного берега р. Иордан, 35 км – в Араве на границе с Иорданией, 20 км вдоль границы с сектором Газа и 110 км на Голанских высотах[i] [1].

В последние годы «Хизбалла», мощная проиранская ливанская партия во главе с генеральным секретарем Хасаном Насраллой, базирующаяся на юге Ливана, укрепила свои позиции в этой стране и фактически контролирует ливанскую армию. В Израиле признали ошибкой решение отделять отряды «Хизбаллы» от армии Ливана во время Второй ливанской войны (2006 года). В командовании Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) заявляют о том, что более не будут проводить различия между отрядами «Хизбаллы» и Вооруженными силами Ливана в случае следующего военного столкновения. В частности, «Гаарец» цитирует высокопоставленного офицера из штаба Северного военного округа, который заявил, что Израиль «нанесет удары по Ливану и любой инфраструктуре, которая способствует его военному сопротивлению»[ii] [2]. Отметим, что после войны Израиля с «Хизбаллой» в 2006 году на границе режим прекращения огня в основном соблюдался.

Израильские военные приступили к строительству новой стены вдоль своей границы с Ливаном 8 февраля с.г. Официальной причины озвучено не было, но в 2012 году, когда началось возведение участков стены, говорилось о стремлении «избежать трения». Тогда пограничное сооружение длиной 2 км была возведена рядом с деревней Кфар Кила в Ливане. Ка пишет издание «Аль-Монитор», место стало туристическим. Люди приезжали и фотографировались на фоне «оккупированной Палестины» – небольшой копии Купола Скалы (святыни в исламе, расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме). Сегодня стена полностью закрывает вид израильского города Метула. Несколько военных джипов Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) патрулируют этот район, а офицеры разведки ливанской армии, одетые в гражданскую одежду, следят за происходящим вокруг.

Украшением стены занимались члены «Хизбаллы», поэтому на ней появились рисунки и граффити антиизраильского характера: «Палестина воссияет», «Сопротивление всегда готово», «Насралла, мы с тобой» или более обыденные, такие как «Малак, Али любит тебя». Центральная часть стены покрыта десятками изображений символики «Хизбаллы» и «Амаль» (еще одной ливанской шиитской партии). Самое большое из них – портрет  террориста-смертника Абдаллы Махмуда Атауи, который направил машину с 500 кг взрывчатки в два израильских конвоя в 1988 году.

Новая стена была возведена 8 февраля за один день, в пустынном месте военной зоны, в нескольких метрах от моря, на юго-восточной окраине Ливана. Не многочисленные ливанские пограничники наблюдали за строительной площадкой, развернутой рядом с временной демаркационной «голубой линией», проведенной ООН в 2000 году в процессе вывода израильских военных из южного Ливана. В случае пересечения этой линии они готовы защищать суверенитет Ливана. С того времени продолжались инженерные работы к югу от «голубой линии» вокруг того же района.

Изначально правительство Ливана опасалось того, что строительство стены пройдет по участкам территории, которые, по их мнению, принадлежат Ливану, но при проведении т. н. «голубой линии» попали на израильскую сторону. Ливанские власти считают, что 12 спорных участков вдоль «голубой линии» подлежат дополнительной демаркации. Позиция Бейрута заключается в том, что, если Израиль решает строить стену на своей стороне границы, то это его дело. В случае, если израильтяне  начнут строительство на этих спорных участках границы, то ливанская армия будет защищать суверенитет страны.

Лидер «Хизбаллы» Х.Насралла публично поддержал позицию ливанского руководства. В конце января в интервью ливанской газете «Аль-Ахбар» он посоветовал Израилю «очень серьезно отнестись к предупреждениям ливанского правительства», т.к. страна объединиться под своим руководством и армией, чтобы остановить действия противника, и «сопротивление возьмет на себя ответственность». Власти Израиля, со своей стороны, заявляют, что строительство ведется на израильской территории.

С февраля 2018 года ситуация на границе находится под контролем. Строительство на спорных участках не велось. Ливан и Израиль подтверждали свою приверженность прекращению боевых действий и успешно контактировали в рамках механизма координации, налаженного ВСООНЛ. С 2006 года раз в месяц рядом со штаб-квартирой ВСООНЛ в Накуре (города в провинции Южный Ливан) проходят трехсторонние встречи, в которых принимают участие представители израильской и ливанской армии, а также ВСООНЛ.

В целом за последние несколько лет приграничная территория вблизи Накуры была относительно спокойной, за исключением нескольких инцидентов в 2013 году, включая взрыв, который ранил четырех израильских солдат в деревне Лабуна в южном Ливане. В соседней христианской деревне Альма-эш-Шааб новая стена не вызывала недовольство. Местные жители руководствуются принципом «на своей территории Израиль может делать все, что хочет». В Кфар Киле ситуация иная. Впрочем, наиболее серьезные пограничные столкновения произошли еще в 2010 году в Адайсехе, что около 60 км от Накуры. Столкновения привели к гибели высокопоставленного израильского офицера, двух ливанских солдат и ливанского журналиста.

Напряженность между двумя странами вызвал также пограничный спор в море, когда Ливан решил подписать свои первые оффшорные соглашения о разведке нефти и газа 9 февраля, в том числе в блоке, оспариваемом Израилем. Однако посредничество, проведенное Дэвидом Саттерфилдом, исполняющим обязанности помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока, помогло сохранить ситуацию под контролем. Во время одного из визитов в Ливан он заверил Бейрут в том, что «Израиль не хочет эскалации». В интервью иракскому телеканалу 23 февраля с.г. президент Ливана Мишель Аун пригласил Израиль обратиться к арбитражу для разрешения пограничного спора.

В Ливане опасаются, что Израиль может попытаться подтолкнуть Ливан к небольшому локальному конфликту, аналогичному том, который произошел в 2010 году. Израильские сторонники жестких мер уверены в том, что ливанская армия находится в сговоре с «Хизбаллой». Командование ливанской армии отрицает любое сотрудничество с «Хизбаллой», военное крыло которой никогда не разоружалось после окончания гражданской войны в Ливане (1975 – 1990 гг.) и сражалось на стороне президента Башара Асада в Сирии. Поэтому в Ливане считают, что армейскому руководству следует быть настороже, дабы не быть втянутыми в столкновения на границе с Израилем, которые приведут к сокращению американской помощи. К слову, последний по времени пакет военной помощи США оценивался в 120 млн долларов. В марте 2018 года в Риме состоялась конференция по поводу организации международной поддержки ливанской армии.

Судя по высказываниям представителей ливанских политических кругов, в Бейруте понимают, что пограничные споры связаны с усилением региональной напряженности между Израилем и Ираном в Сирии. Если бы не Сирия, Израиль более терпимо относился бы к присутствию «Хизбаллы» в Южном Ливане. Считается, что в Израиле знают, что организация не начнет войну в этом районе, поскольку она пагубно отразится на местном шиитском населении. Но при этом «Хизбалла» не боится конфронтации в Сирии, а премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху неоднократно предупреждал, что не потерпит растущего присутствия Ирана на своих границах с Сирией и Ливаном[iii] [3].

По данным Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), вдоль северной границы с Ливаном развернуты форпосты «Хизбаллы», где размещаются боевики организации численностью от пары человек до нескольких десятков. В случае начала вооруженного столкновения эти бойцы должны получить подкрепление из соседних деревень. По оценкам израильского офицера из штаба Северного военного округа, данный вариант дислоцирования предназначен для затруднения продвижения израильских сил вглубь ливанской территории до момента, пока не подтянется подкрепление.

«Хизбалла» повысила уровень боевой подготовки благодаря участию в военных операциях в Сирии. Боевики организации почувствовали уверенность в себе и своих военных возможностях, но «на сегодняшний момент они не могут проникнуть на территорию Израиля большими группами и закрепиться на территории». По словам офицера, во время военного столкновения с ЦАХАЛом организация попытается осуществить точечное проникновение 100 – 200 квалифицированных бойцов на израильскую территорию, чтобы создать когнитивный эффект – водрузить флаг организации над израильским поселением или пограничной заставой, тем самым задокументировав победу «Хизбаллы». По оценкам израильского командования, захват зданий в израильском поселении продолжится в течение некоторого времени. Затем силы ЦАХАЛа возьмут захваченную террористами территорию в окружение и ликвидируют всех боевиков «Хизбаллы». По словам офицера из командования Северного военного округа, активисты организации не являются террористами-смертниками, а значит, планируют после завершения операции вернуться в Ливан. Поэтому израильские военные будут действовать так, чтобы ни один боевик «Хизбаллы» не вернулся домой.

В ЦАХАЛе заявляют, что в последние годы армия занимается укреплением линии обороны страны внутри и вне населенных пунктов на границе с Ливаном, и первоочередной задачей является как раз строительство стены, позволяющей вести армии наблюдение и разведку по ту сторону границы.

В командовании Северного военного округа полагают, что «Хизбалла» сегодня не заинтересована в еще одном раунде вооруженного столкновения с Израилем. Заявления генерального секретаря «Хизбаллы» бессмысленны и не отражают истинных намерений организации. «Насралла живет в бункере, все еще пребывая в страхе от Второй ливанской войны». С другой стороны, по словам израильского офицера, руководство организации знает о том, что проблемы, с которыми они столкнулись в боях на территории Сирии, ничем не отличаются от тех, которые им придется решать в случае военной конфронтации с ЦАХАЛом. «Парламентские  выборы в Ливане весной этого года привели к усилению «Хизбаллы»  на ливанской политической арене, и организация не захочет нанести какой-либо вред своему влиянию в стране».

Израильская газета «Гаарец» напоминает, что ровно двенадцать лет назад, в сентябре 2006 года, север Израиля подвергся массированной ракетной атаке со стороны «Хизбаллы», и израильский кабинет министров обсуждал вопрос о том, на какое расстояние вглубь территории Ливана отправить воинские подразделения ЦАХАЛа, чтобы остановить ракетный обстрел. Хотя боевые действия и были организованы на низком уровне по всем параметрам, с тех пор на севере Израиля воцарилась беспрецедентное по продолжительности затишье. Такое положение дел объясняется разными причинами, в том числе взаимным сдерживанием между Израилем и «Хизбаллой», но также влиянием Ирана, который предпочел направить свои весомые инвестиции в «Хизбаллу» (от 700 млн до 1 млрд долларов США в год) на другие цели.

Военная мощь шиитской организации была выстроена и поддерживалась с целью представления угрозы нанесения серьезного удара по Израилю, в случае, если тот атакует иранские ядерные объекты. В то время как Сирия погрузилась в войну, и в секторе Газа периодически вспыхивали волнения, на израильско-ливанской границе, фронте, который обладает самым разрушительным потенциалом, ситуация оставалась относительно спокойной[iv] [4].

Генерал-майор Майкл Бири, ирландец, который с 2016 года командовал ВСООНЛ, сложил свои полномочия. В августе с.г. его преемником стал  генерал-майор Стефано Дель Кол из Италии. По словам М.Бири, спокойствие на израильско-ливанской границе поддерживалось благодаря совместным усилиям правительств Израиля и Ливана при содействии ВСООНЛ. Так продолжалось на протяжении последнего года, когда Израиль начал строить новую пограничную стену вдоль определенных участков границы. В начале строительства были опасения по поводу того, что стена пройдет по 12 спорным участкам территории вдоль израильско-ливанской границы. За прошлый год совместный комитет провел около 30 заседаний, в три раза больше, чем в предыдущем году. По мнению генерала это помогло сохранить спокойствие вдоль границы на фоне строительства Израилем заградительного сооружения.

В ВСООНЛ служат 10 500 военнослужащих и 850 гражданских лиц из 42 стран. На ливанско-израильской границе не ощущается военной напряженности. Ливанцы используют пляжи в Накуре, к северу от Рош-ха-Никра, что является признаком нормализации ситуации, т.к. в предыдущие периоды такого невозможно было представить. М.Бири говорил, что «миротворческие силы не могут заменить дипломатическое решение. ВСООНЛ выполняют свой долг уже на протяжении 40 лет. Настало время перейти к долгосрочному прекращению огня, что потребует смелости с обеих сторон. Последнее, что им [ливанцам и израильтянам] нужно сейчас, это война».

В Израиле основным недостатком ВСООНЛ считают их неспособность остановить военное наращивание сил «Хизбаллы» в районе между пограничным забором и рекой Литани. В прошлом году представитель США в ООН Никки Хейли обвинила генерала М.Бири в том, что он закрывал глаза на действия «Хизбаллы» на юге. Генерал же отмечал, что ВСООНЛ увеличили свое присутствие. Каждый месяц его солдаты выполняли около 14 000 операций (патрули, контрольно-пропускные пункты и т.д.) в рамках своей компетенции. Но ВСООНЛ не могут проводить обысков внутри помещений в южноливанских деревнях, потому что для этого они должны получать ордер на обыск. Следовательно, по мнению израильтян, миротворцы ООН не могут являться решением проблемы. Однако начальник Генштаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот как-то сказал, что миротворцы ООН преследуют «цель – не допустить, чтобы война началась по ошибке». В ВСООНЛ учитывают озабоченность Израиля и считают своей обязанностью поддерживать безопасность вдоль «голубой линии», что в интересах жителей северных районов Израиля.

Как бы то ни было, в штабе Северного военного округа учитывают угрозу, которую представляет принятое «Хизбаллой» на вооружение нововведение, тяжелый минометный комплекс под названием «Буркан», содержащий в каждой бомбе сотни килограммов взрывчатки.

Возведенные стены по периметру израильской границы показали свою эффективность. Израильское военно-политическое руководство сделало недвусмысленное предупреждение относительно того, что в случае военной провокации со стороны «Хизбаллы» будет нанесен серьезный удар по Ливану и его вооруженным силам. В этом случае Бейрут может разделить судьбу разрушенной Сирии, которая на сегодняшний момент утратила возможность военного противостояния Израилю.

[i] [5] На глазах у ливанцев Израиль возводит стену на границе с Ливаном // Ynet. 06.09.2018. URL: https://m.ynet.co.il/Articles/5342246 [6] (на иврите)

[ii] [7] Старший офицер ЦАХАЛа: «Хизбалла» контролирует армию Ливана, мы не будем делать различия между ними в следующей войне // Haaretz. 06.09.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/senior-idf-official-hezbollah-controls-lebanon-s-army-1.6459643 [8] (на англ. яз.)

[iii] [9] Израиль строит новую стену на южной границе Ливана // «Аль-Монитор». 26.02.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/02/lebanon-israel-border-wall-unifil-hezbollah.html [10] (на англ. яз.)

[iv] [11] Анализ: Командующий миротворческими силами ООН: пришло время для Израиля и Ливана предпринять смелые шаги // Haaretz. 06.09.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-it-s-time-for-israel-and-lebanon-to-take-courageous-steps-1.6340229 [12] (на англ. яз.)