- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 9

Продолжаем следить за повесткой турецких СМИ в том, что касается развития ситуации вокруг сирийского Идлиба. Не устанем повторять, что вопрос этот устойчиво занимает в эти дни первую-вторую строчку в плане уделяемого ему внимания.

Так, в субботу 15 сентября с.г., влиятельное турецкое издание Hurriyet в материале под заголовком «Итак, предложения США по Сирии» опубликовало информацию об активной деятельности специального представителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. Как пишет издание, де Мистура предпринимает усилия к тому, чтобы оживить женевский процесс урегулирования в Сирии.

В эти дни он подряд провел целый ряд встреч, начав с переговоров с представителями стран-участниц астанинского процесса – Турции, России и Ирана. Буквально вслед за ними были проведены переговоры с представителями так называемой «Малой группы по Сирии», включающей США, Францию, Германию, Великобританию, Египет, Иорданию и Саудовскую Аравию. Соединенные Штаты на встрече представлял спецпредставитель при ООН посол Джеймс Джеффри, а также его помощник Джоэл Рэйберн.

Делегация США представила в Женеве план администрации Д.Трампа по политическому урегулированию в Сирии. Как было сообщено, документ этот не является обязывающим к исполнению, а носит характер «путеводителя» по достижению решения в стране, подготовленного при участии стран «Малой группы». Документ, предложенный американской стороной, попавший в турецкие СМИ, включает 8 пунктов. Перечислим их, выполнив неофициальный перевод:

  1. «Малая группа», руководствуясь решением Совета Безопасности ООН №2254, должна ожидать от сирийского правительства следующего.
  1. Политический процесс, осуществляемый под патронажем ООН и в рамках резолюции СБ ООН №2254, должен увенчаться конституционной реформой и выборами под наблюдением ООН.
  2. В том случае, если на территориях, подконтрольных сирийскому правительству, конституционная реформа и выборы под надзором ООН не увенчаются политическим процессом, удовлетворяющим страны-доноры, то международное сообщество больше не будет оказывать помощь на восстановление (разрушенной территории – В.К.).
  3. Самым подходящим механизмом для проведения конституционной реформы, выборов и обеспечения политического решения является патронаж ООН и конституционная комиссия находящаяся под контролем ООН. ООН должна сформировать конституционную комиссию в кратчайший период времени.
  4. ООН должна быть ответственна за процесс определения состава конституционной комиссии. Для того, чтобы «Малая группа» обеспечила реализацию со стороны ООН конституционной реформы и проведение выборов, сирийское правительство должно поощрять включение всех политических сил в политический процесс, включая представителей северо-восточной Сирии и сирийской оппозиции, которые разделяют изложенные принципы урегулирования.
  5. Для обеспечения окончательной победы над «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), на территориях, освобожденных Глобальной коалицией, важнейшим элементом политического решения в Сирии является поддержание стабильности.
  6. Должны поощряться все усилия, направленные на облегчение гуманитарного кризиса и гармонирующие с изложенными выше принципами, особенно, на границах с Иорданией, Турцией и на Голанах.
  7. «Малая группа» предпримет все необходимые условия для того, чтобы воспрепятствовать применению химического оружия в Сирии.

Итак, что можно понять из приведенного документа?

Во-первых, хотя это и не говорится прямо, но официальный Дамаск должен поступиться значительной частью своего суверенитета, попав под надзор международного сообщества в лице ООН. Кроме того, он не будет контролировать формирование конституционной комиссии, таким образом, процесс преобразований перейдет под контроль внешних сил.

Во-вторых, о судьбе Башара Асада и руководства в Дамаске не говорится прямо, но, очевидно, что для них следование изложенным выше принципам практически равносильно осуждению Международным уголовным судом.

В-третьих, из процесса полностью исключается Иран и подконтрольные ему группировки, которые, хоть и не по форме, но по сути, приравниваются к террористическим.

В-четвертых, представители «северо-восточной Сирии» турками однозначно читаются как  сирийские курды, а еще точнее, ПДС и СНС. Иными словами, эти группировки, которые Турция считает террористическими, предлагается включить в процесс политического урегулирования в Сирии.

В-пятых, в последнем пункте, когда говорится о химическом оружии, по сути, имеется в виду прочерчивание «красной линии», за которой может быть нанесен удар по официальному Дамаску.

Иными словами, этот документ неизбежно вызовет (в Турции уже вызвал) раздражение у всех участников Астанинского формата и официального Дамаска, у каждого по своим причинам. Самое мягкое, как его можно охарактеризовать – назвать полностью оторванным от реальности и  от того, что происходит в Сирии, когда силы, которые мало влияют на положение дел в стране, выдвигают по сути ультиматум тем, кого вот-вот можно будет назвать «странами-победительницами», предлагая им «подвинуться и ждать распоряжений».

Представляется, что для предстоящих 17 сентября переговоров между президентами Путиным и Эрдоганом приведенный выше документ – отличная пища для дискуссии.