- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Катар и проблема трудовых мигрантов

У Катара есть две стороны медали. Одна сторона — это величественные суперсовременные небоскребы, оборудованные и отстроенные по последнему слову техники университеты, элегантные музеи, подготовка к Кубку мира по футболу, который пройдет там в 2022 году и строительство до сегодняшнего момента по крайней мере 5 новых стадионов (арена «Аль-Вакра» и другие). Вторая — эта  та самая, которую не заметно сразу — это лагеря проживания рабочих мигрантов (тех, чьими руками создается и поддерживается образ страны-мечты Катара), дешевой рабочей силы, с которой, в сущности, никто не считается. Катар – один из ярких примеров крайней формы дискриминационной политики в отношении мигрантов. Но перед тем, как углубиться в подробное изложение фактов, необходимо представить себе общую картину. Для начала приведем статистику: по данным Всемирного банка (The World Bank) на 2017 год, доля мигрантов в общем числе рабочей силы составляет 87%, а количество их достигает порядка 1,97 млн человек[i] [1]. Отметим, что по данным на 2017 г. коренных катарцев всего 313 тыс. человек. В основном мигранты приезжают из таких стран как Индия, Бангладеш, Пакистан, Египет, Индонезия, Йемен, Судан (данные на 2013 год)[ii] [2]. Доха очень сильно зависит от иностранной рабочей силы, поскольку сами коренные катарцы вполне могут позволить себе не работать или выбирают руководящие (часто государственные) должности или частный бизнес. Они уверены, что национальное газовое богатство предполагает для них особые права и привилегии. К тому же правящая элита делает все возможное, чтобы  обеспечить высокий уровень жизни малочисленному коренному населению и его лояльность по отношению к себе.

Рост значимости мигрантов (или «экспатов», как их там называют) объясняется нефтегазовым богатством. В начале 1970-х иностранцев в странах Персидского залива было немного. Но когда, начиная с 1973 года, стали расти нефтяные цены, доходы у этих государств существенно выросли, и параллельно с этим увеличился спрос на иностранную рабочую силу. Количество «экспатов» в Катаре только за десять лет утроилось. И их число продолжает расти. В катарских законах предусмотрена даже своеобразная иерархия приоритетных работников, основанная на этническом факторе. Она выглядит так: катарцы – подданные стран-членов ССАГПЗ – граждане арабских стран – граждане других стран. Последние в Катаре, если они не являются высококвалифицированными мигрантами преимущественно из США или стран ЕС, фактически оказываются в числе самых маргинализованных групп.

Как правило, простые рабочие приезжают на работу в  Катар  через кадровые агентства, которые обещают им хороший заработок и условия проживания, однако на деле все обстоит совсем по-другому. Фактически мигрант, приезжающий на работу в Катар, сдает себя в современную форму рабства[iii] [3].  По прибытии у них сразу конфискуют паспорта[iv] [4]. В процессе работы их могут оштрафовать, обвиняя в порче оборудования, сокращают заработную плату и не выплачивают больничных. Рабочий день мигрантов длится около 12-15 часов под палящим солнцем. Десятки анонимно интервьюированных рабочих (из соображений безопасности и желания сохранить работу) жалуются на рабские условия труда. Они описали, что  вынуждены существовать в мрачных трудовых лагерях, где в одной комнате одновременно ночуют как минимум 10 человек. Все как в тюрьме – многоярусные нары, трубы вдоль стен, окна с решетками[v] [5]. Моются люди в раковине. Еду готовят на керосинках или переносных электрических плитах – разумеется, и то, и другое чревато несчастными случаями. На строительных объектах о технике безопасности также никто не заботится[vi] [6]. И в таких условиях их средний годовой заработок составляет менее $ 4000. Почему же, несмотря на все эти ужасные условия, Катар продолжает оставаться популярным местом среди мигрантов? Исследования подтверждают, что катарские власти проводят особую политику распределения благ, в которую все-таки включены мигранты. Она заключается, например, в обеспечении рабочих городков минимальной базовой качественной инфраструктурой и транспортным сервисом, чтобы мигранты могли оставаться на связи со своими семьями, оставшимися дома. Западные исследователи замечают – угроза саботажей со стороны рабочих заставляет катарские власти заботиться о профилактике забастовок и срывов производственных процессов.

Но не так давно Катар во всеуслышание заявил о реформах в системе трудового законодательства страны. Вполне вероятно, что об этих положительных изменениях было объявлено из-за критики в адрес Катара Международной конфедерации профсоюзов (МКП), особенно после объявления о том, что он будет местом проведения ЧМ по футболу 2022 года. Возможно, подействовала также непрекращающаяся критика Катара со стороны Международной организации труда (МОТ)[vii] [7], а также длящийся уже более года кризис, в котором против Катара выступает альянс государств Персидского залива, возглавляемый Саудовской Аравией и ОАЭ[viii] [8].  Тем не менее, Катар стал первым государством Персидского залива, принявшим решение отменить ту систему, которую часто называют «современной формой рабства». До 2016 года в Катаре действовала система трудового покровительства (или, в прямом переводе с арабского, «попечительства») «кафаля», которая разрешала работодателям устанавливать ограничения на перемещения наемных иностранных рабочих в течение тех пяти лет, на которые заключался контракт между ними[ix] [9]. Цель этой системы, использующейся во многих странах Персидского залива – это полный контроль за наемными работниками, ведь компании берут на себя расходы по проживанию, а также юридическую ответственность за них. К тому же, они могут потерять деньги, если работник попытается уйти. Поэтому система «кафаля» была исключительно удобна для работодателей как средство страховки.  Теперь же новая контрактная система, по словам министра труда Катара Иссы Саада аль-Джафали ан-Нуэйми, «закрепляет право сотрудника на смену работы и отменяет выездные визы». Работодатель все равно должен будет давать разрешение на выезд работника из страны, однако для урегулирования споров создадут специальную апелляционную комиссию. Помимо этого в два с половиной раза повышен штраф за конфискацию паспорта наемного работника — до 25 тысяч риалов (419 тысяч рублей). Ан-Нуэйми уверен, что «новый закон — последний шаг по улучшению и защите прав каждого иностранного работника. Он заменяет систему «кафаля» современной контрактной системой, которая гарантирует права работников и увеличивает трудовую мобильность». Была введена минимальная заработная плата для мигранта-работника в размере 750 риалов (200 долларов)[x] [10].  Характерно, что даже самый жесткий критик трудовой системы Катара — Международная конфедерация профсоюзов (МКП), приветствовала объявление Дохи о том, что она проведет долгосрочные реформы.   Политические аналитики и некоторые официальные лица заявили, что полученное Катаром право на проведение ЧМ  2022 по футболу знаменует собой прекрасную возможность для этой крошечной монархии навести у себя безупречный порядок. Насер аль-Хатер, пресс-секретарь Верховного комитета Катара 2022, назвал шанс провести международный турнир «катализатором изменений в Катаре и регионе в целом». По словам аль-Хатера, «комитет серьезно взял во внимание обеспечение прав иностранных рабочих — стандарты их содержания приведены в соответствие с лучшей международной практикой и строго соблюдаются». Катар строит стадионы, линию метро и прочие объекты, которые существенно преобразят базовую инфраструктуру Дохи к приезду иностранных гостей. Насер аль-Хатер выразил надежду на то, что «улучшение условий труда в Катаре станет одним из наиболее значимых социальных наследий Чемпионата мира по футболу 2022».

Тем не менее, аналитики из Amnesty International настроены менее оптимистично. Они продолжают утверждать, что предоставление права менять место работы или покидать страну без разрешения не решит всех проблем с правами трудовых мигрантов в Катаре[xi] [11]. Представитель Amnesty International сказал, что «мы не можем оценивать значимость этих событий, пока не увидим полную информацию об обязательствах, которые берет на себя правительство. Однако объявленные реформы имеют явный потенциал и в зависимости от того, как они будут реализовываться, они могут позитивно отразиться на жизни рабочих мигрантов»[xii] [12]. Бывший ближневосточный консультант Human Rights Watch Николас Макгихан отметил, что путь к реформе рабочей системы в Катаре усеян обещаниями, которые либо частично, либо вообще не выполнялись. Он заметил, что «Все, что у нас есть сегодня (со стороны Катара –авт.) – это обещания, но эти обещания нарушались и раньше. Я считаю, что нам стоит повременить с оптимизмом, пока мы не узнаем о всех деталях, об изменениях в законодательстве и о сроках реализации обещанных реформ».

Не следует забывать также и о той части мигрантов, которые работают в качестве домашней прислуги в Катаре. По мнению Amnesty International, власти Катара абсолютно не заботит положение мигрантов, работающих домашней прислугой и зачастую попадающих в настоящее рабство. Ситуация в этой сфере гораздо хуже, чем в строительстве, и многие из опрошенных правозащитниками женщин признавались, что работодатели их «били, таскали за волосы, тыкали пальцами в глаза, пинали и сбрасывали с лестницы». Домработницы систематически подвергаются физическому и сексуальному насилию. Руководитель программы глобальных экономических исследований Amnesty International Одри Горанм сообщила, что «мы говорили с женщинами, обманом завлеченными в эту ловушку и оставленными на милость недобросовестных работодателей, которые не выпускают их из дома. Некоторые женщины рассказали, что когда они хотели уйти, работодатели угрожали им физической расправой»[xiii] [13]. Проблема в том, что, по катарским законам, не существует никаких ограничений на продолжительность рабочего времени для домработниц, и им не обязаны предоставлять выходной день. Кроме того, они не могут подать жалобу в Министерство труда. МИД Катара обещает рассмотреть специальный законопроект, посвященный исключительно домашней прислуге. Правда, никакого решения по нему пока не принимается.

4 сентября 2018 года эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани подписал закон № 13, дающий наконец право иностранным работникам покинуть страну без обязательной выездной визы и специального разрешения от работодателя на выезд из страны. Правозащитная организация Human Rights Watch приветствовала этот шаг, поскольку называла требование о выездной визе в Катаре «нарушающим международные права человека, которые предусматривают, что каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную, и вернуться в свою страну»[xiv] [14]. Критики, правда, говорят, что все трудящиеся-мигранты все равно будут нуждаться в согласии своих работодателей на изменение своих рабочих мест, так что закон № 13, в сущности, не решает проблемы «экспатов» полностью, а только частично. Шариф, один из мигрантов из Бангладеша, работающих в Катаре, утверждает, что работодатель остается при всех своих правах и до сих пор может с легкостью уволить неугодного ему рабочего или заставить работать сверхурочно[xv] [15]. Он сказал, что ему выплачивается минимальная заработная плата, как и было обещано правительством, однако работа сверхурочно не оплачивается, а отказ приведет к потере своего места. Шариф также рассказывает, что для того, чтобы только приехать на работу в Катар на строительство стадионов ЧМ 2022, многие мигранты платят рекрутским конторам до 4000 долларов. Мустафа Кадри, который возглавляет консультацию по трудовым правам Equidem Research, считает, что «решение проблемы устранения незаконных сборов очень важно  — и это означает не только решение проблемы незаконных сборов в странах, откуда приезжают мигранты, но и здесь, чтобы остановить тех работодателей, которые взимают незаконные штрафы с мигрантов в самой Дохе»[xvi] [16]. Министр труда Катара Исса Саад аль-Джафали ан-Нуэйми же подчеркнул, что незаконные сборы трудовых агентств в основном взимаются за пределами страны, а правительство оказывает всю возможную помощь и поддержку тем «экспатам», которые сталкиваются с проблемами своего работодателя».

Как мы видим, правительство Катара изо всех сил старается доказать мировому сообществу то, что страна меняется в более положительную сторону, проводя различные реформы для трудовых мигрантов. Это объясняется и стремлением успокоить защитников прав человека, и тех, кто все еще возражает против проведения ЧМ 2022 в Катаре. И, тем не менее, на деле изменения происходят разве что внешне, но суть системы работы с «экспатами» остается та же. Просто сами катарцы их не считают равными себе. Остается только согласиться с мнением Мустафы Кадри, главы консультации по трудовым правам Equidem Research, который сказал, что «эти реформы – только начало долгого пути. Для того, чтобы они реально работали и были эффективными, сменится не одно поколение».

 

[i] [17] https://ru.theglobaleconomy.com/Qatar/labor_force/

[ii] [18] https://www.populationpyramid.net/

[iii] [19] https://iq.hse.ru/news/177666856.html

[iv] [20] https://arabic-media.com/articles/id/posts.php?title=In-Qatar-Treat-them-as-cattle [21] في قطر … يعاملونهم كـ (الماشية)

[v] [22] https://arabic.rt.com/news/819004-اتهام-شركات-بريطانية-بانتهاك-حقوق-العمال-في-قطر/

[vi] [23] https://www.sport-express.ru/football/world/2022/reviews/chm-2022-12-let-rabstva-1064268/

[vii] [24] Что касается МОТ, то она пообещала создать комиссию, которая проведет формальное расследование, если Доха не сможет разобраться с проблемами в трудовой системе, а, надо сказать, что МОТ создает такую комиссию только в очень редких случаях.

[viii] [25] http://vestikavkaza.ru/analytics/Katar-rabotaet-nad-otmenoy-formy-sovremennogo-rabstva.html

[ix] [26] https://www.theguardian.com/global-development/2018/sep/06/qatar-law-change-milestone-migrant-workers-world-cup-2022-exit-permits

[x] [27] http://en.thegreatmiddleeast.com/2018/09/trust-deficit-among-migrant-workers-on-qatar-reforms/

[xi] [28] https://meduza.io/news/2016/12/13/katar-otkazalsya-ot-krepostnoy-sistemy-kafala-dlya-trudovyh-migrantov

[xii] [29] https://amnesty.org.ru/ru/2016-03-31-katar/

[xiii] [30] http://www.russarabbc.com/rusarab/index.php?ELEMENT_ID=31821

[xiv] [31] https://www.hrw.org/news/2018/09/06/qatar-end-all-migrant-worker-exit-visas

[xv] [32] http://www.almanar.com.lb/126300 [33] قطر.. انتهاكات فاضحة لحقوق العمال

[xvi] [34] http://en.thegreatmiddleeast.com/2018/09/trust-deficit-among-migrant-workers-on-qatar-reforms/