- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о турецком Фонде благосостояния. Часть 1

12 сентября с.г. законодательный печатный орган Турции, так называемая Официальная газета (Resmi Gazete), опубликовал указ президента Р.Т. Эрдогана №2018/162 от 11.09.2018, предусматривающий внесение изменение в постановление №2016/9429 от 17.10.2016 «О процедурах и принципах определения структуры и функционирования Управляющей компании в форме закрытого акционерного общества Фонд благосостояния Турции». Напомним, что, в свою очередь, указанное постановление было принято в рамках Закона №6741 от 19 августа 2016 г. о создании Фонда благосостояния. Опубликованный указ президента Турции изменяет статью №13 постановления №2016/9429 на следующую формулировку:

«Председателем совета директоров компании (т.е. управляющей компании Фонда благосостояния – И.С.) является президент. Один из членов совета директоров будет назначен президентом на должность представителя председателя (совета директоров – И.С.). Требования, предъявляемые к членам совета директоров и генеральному директору (управляющей компании – И.С.) будут изложены в указе президента». Указанное решение вступило в силу после его публикации в Официальной газете, то есть 12 сентября 2018 года. Контроль за исполнением Указа возложен лично на президента страны.

Публикация Указа №2018/162 практически сразу была сопровождена известием о том, что полномочным представителем (в определенном смысле, спикером – И.С.) президента в Фонде благосостояния стал его зять, министр казначейства и финансов Берат Албайрак. Среди других членов совета директоров – Селим Арда Эрмут, Хюсейн Айдын, Рифат Хисарджыклыоглу, Эришах Арыджан, Фуат Тосьялы и Зафер Сёнмез. Генеральным директором управляющей компании стал Зафер Сёнмез.

Напоминаем читателям сайта ИБВ о том, что из себя представляет Фонд благосостояния Турции. При его создании, турецкое руководство исходило из опыта целого ряда зарубежных стран. Фонду переданы в управление (через управляющую компанию – И.С.) акции всех ведущих предприятий, находящихся в государственной собственности. Если выразить ту же мысль, но языком цифр, то получится, что Фонд включает доли 14 компаний, представляющих 5 стратегических отраслей, 46 ценных объектов недвижимости и 2 лицензии на азартные игры.

Назовем некоторые из компаний, чьи доли переданы Фонду в управление: банк Ziraat, стамбульская биржа BIST, банк Halkbank, компаний спутникового вещания Turksat, почта Турции РТТ, турецкая нефтяная компания ТРАО, турецкая трубопроводная компания BOTAS, телекоммуникационная корпорация Turktelekom, горнодобывающая компания Eti maden, мореплавательная компания TDI, авиаперевозчик Турецкие авиалинии, железные дороги Турции TCDD, измирский морской порт и государственная чайная компания Caykur.

Общая стоимость портфеля акций, попавших в управление Фонда благосостояния оценивается приблизительно в 40 млрд долл. США. Напомним, что на сайте ИБВ подробно разбирались учредительные документы Фонда, включая цели и задачи его образования. Выделяя же главную из них, скажем, что в основе всего – необходимость создания инструмента, который позволит Турции обеспечивать зарубежное финансирование для своих крупных инфраструктурных проектов, которое в последние годы начало пробуксовывать, ввиду того, что, во-первых, турецкое государство принципиально отказалось от инвестиций в строительство инфраструктуру, взяв на себя лишь контрольно-регулирующие функции. Во-вторых, следует заметить, что значительным образом возросос объем внешней задолженности турецкого частного сектора – особенно, речь идет о девелоперах и строительных компаниях, что стало существенно затруднять для них поиск внешнего финансирования. Сюда же наложилась общая негативная ситуация с понижающимися кредитными рейтингами Турции и, в дальнейшем, добавились американские экономические санкции и ограничения. Иными словами, Турции остро стал нужен инструмент, подобный созданному Фонду благосостояния, который позволил бы ей привлекать деньги под свои мегапроекты, считающиеся одним из драйверов экономики страны.

Разумеется, главным из проектов, которые Турция прорабатывает, в эти дни становится строительство «Канала Стамбул». Об очередной порции заявлений, сделанных в эти дни турецким руководством, мы напишем в заключение этого материала. Пока же остановимся на кадровом вопросе.

Совершенно неудивительно, что в итоге президент Р.Т.Эрдоган взял Фонд под свой личный контроль, равно как и передал оперативное управление над ним своей финансовой правой руке — Б.Албайраку.

Это решение, немедленно попавшее под шквал критики со стороны оппозиции, включая лидера республиканцев — Кемаля Кылычдароглу, абсолютно отвечает характеру турецкого президента, которые не склонен доверять вопросы, связанные с финансами, никому из своих подчиненных. Ярких примером стали его жаркие споры с руководством Центрального банка страны по поводу процентных ставок. Важнейшим итогом взглядов турецкого президента на вопрос стало то, что переводя страну с парламентской на президентскую форму правления, Р.Т.Эрдоган оставил за собой право законодательной инициативы лишь в одном, зато главном финансовом вопросе страны – подготовке её бюджета. И как мы видим, объединив Казначейство с Министерством финансов он подчинил объединенную структуру члену своей семьи – Б.Албайраку. Про биографию последнего на сайте ИБВ публикации уже были, поэтому в следующих материалах остановимся на тех, что ещё вошел в Совет директоров Фонда благосостояния.