- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: о ходе реализации проекта «Большое Фао»

Недавний острый кризис в провинции Басра, чьи последствия придется устранять не одни месяц и который, сам по себе далеко не решен, со всей очевидностью показал уязвимость иракской экономики от узкого транспортного и трубопроводного коридора по которому в одну сторону отправляется на экспорт до 80% всей иракской нефти, а в другую поступает до 70% всего импорта. Даже в нормальной социально-политической обстановке, логистическая ограниченность существующей инфраструктуры налицо, в случае же эксцессов, подобных нынешним, или, например, таких, как боевые действия, наподобие ирано-иракской войны, степень негативного воздействия на экспортно-импортные операции приближается к закритической. Увы, таковы географические реалии Ирака, располагающего ограниченной береговой линией и портовыми сооружениями, которым пришлось испытать за последние тридцать лет все тяготы войны с Ираном, двух международных военных интервенций, многолетней блокады и последовавшей затем разрухи.  Тем более актуальным и значимым становится проект по развитию так называемого «Большого Фао» — нового порта и прилегающих к нему прибрежных районов этого южного полуострова, где сосредоточены практически все нефтеналивные терминалы, крупный порт и единственная военно-морская база страны – Умм-Каср

17 сентября, министр транспорта Ирака Казем Финжан аль-Хамами объявил о начале прямых переговоров с крупными международными компаниями по внедрению и управлению новым создаваемым портом Большого Фао.

В заявлении для прессы К.Ф.аль-Хамами пояснил, что Комитет по инвестициям в порт «Большого Фао» приступил к проведению прямых переговоров с консорциумом китайских компаний CCCC (China Communications Construction Company) и голландской компанией Boscalis, делая упор на финансово – инвестиционной составляющей проекта.

Учрежденная 8 октября 2006 года, China Communications Construction Company ее дочерние предприятия (в совокупности «консорциум СССС»), в основном, занимаются проектированием и строительством транспортной инфраструктуры, дноуглубительных работ и производств в области тяжелого машиностроения. Оно охватывает следующие бизнес-аспекты: портовые, терминальные, автомобильные, мостовые, железнодорожные, туннельные, строительные работы и строительство, капитальные дноуглубительные работы, рекультивационные дноуглубительные работы, оснащение погрузочно-разгрузочных площадок контейнерными кранами, тяжелое морское оборудование, крупные стальные конструкции и производство дорожной техники и заключение международных контрактов на проектирование, а также, услуги по импорту и экспорту. Это крупнейшая портовая строительная и проектная компания в Китае, ведущая компания по строительству и дизайну дорог и мостов, ведущая компания по строительству железных дорог, крупнейшая дноуглубительная компания в Китае и вторая по величине компания по дноуглубительным работам в мире. Компания также является крупнейшим в мире производителем контейнерных кранов. В настоящее время компания имеет 34 дочерних предприятия, находящихся в ее полной собственности или частично контролируемых.

Голландская Boskalis возникла из дноуглубительной компании, расположенной в южноголландском Слидрехте и является мировым лидером в области производства дноуглубительных работ и создания энергетической инфраструктуры, в также в разработке средств для буксировки и спасения. Основные моментами в истории компании стали вхождение в голландскую Delta Works, в 1953 году, публичное акционирование и получение в 1971 году статуса Royal, участие в новаторских международных проектах, таких как туннель в Кресунде и строительство нового международного аэропорта Гонконга в 1990-х годах, а в последнее время — расширение нашей оффшорной деятельности с приобретением компаний Dockwise и Fairmount Marine.

Вслед за приобретением в 2010 году  компании SMIT, Boskalis оказывает помощь судам, терпящим бедствие в любой точке мира (через SMIT Salvage), а также услуги буксировки в гавани для входящих и исходящих судов в крупных портах и на морских и морских терминалах. Вместе с партнерами по Boskalis предоставляет услуги буксировки через совместные предприятия Keppel Smit Towage (Азия), Saam Smit Towage (Америка), KOTUG SMIT Towage (Северо-Западная Европа) и Smit Lamnalco (терминальные службы).

Boskalis управляет одним из крупнейших флотов специализированных морских судов в мире. Компания обслуживаем различные проекты — от морской транспортировки буровой установки, до подводной установки морской производственной платформы или оффшорной ветровой электростанции. Ее флот считается одним из самых универсальных, способных удовлетворить множество различных требований, которые могут потребоваться любым из проектом в прибрежной зоне.

Потенциальные подрядчики, как можно убедиться, выбраны более чем компетентные и лучшие в своей области. На всякий случай, если переговоры пойдут не так, как изначально планировалось, (а иракское руководство спешит с началом работ, и события в Басре лишь усилили эту спешку) К.Ф.  аль-Хамами отметил, что переговорный период будет составлять три месяца и не может быть увеличен. На случай отсутствия взаимно удовлетворительного соглашения обсуждается еще один подрядчик — консорциум с CSCEC из Китая, DI (Dredging International) из Бельгии, иракской группы «Ханна Шейх» (HSG) и южнокорейской Daewoo. Последняя в рекламе не нуждается, что касается остальных, то семейное предприятие «Ханна Шейх», например, может проследить свою семейную родословную на 1200 лет назад из Мосула. Во время Первой мировой войны британские вооруженные силы заключили контракт с «Ханна Шейх», на поставки продовольствие и транспортные услуги. С момента создания современного Ирака в 1923 году, «Ханна Шейх» стала крупнейшим работодателем в Ираке после правительства.

В 1927 году была создано морское подразделение, и с тех пор HSG в одну из крупнейших морских компаний в арабском мире. Услуги HSG, помимо всего прочего, варьируются от разработки проектов портов до организации служб управления портами.

China State Construction Engineering Corporation Limited, CSCEC, учрежденная  10 декабря 2007 года, была основана четырьмя компаниями, входящими в список Fortune Global 500: China State Construction Engineering Corp. (CSCEC), Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC), Baosteel Group Corporation Ltd и Sinochem Corporation. China Construction была зарегистрирована на Шанхайской фондовой бирже 29 июля 2009 года.

China Construction унаследовала все сильные стороны, компетенции и корпоративную культуру CSCEC, а ее бизнес охватывает строительство жилья, международные контракты, девелоперские проекты в недвижимости, инвестиции в строительство инфраструктуры и проектирование.

Бельгийская компания Dredging International является одной из основных операционных компаний DEME Group и пользуется заслуженным авторитетом в области сооружения портовых сооружений во всем мире. Обладая почти 175-летним опытом и разносторонним и интенсивным флотом, Dredging International и Baggerwerken Decloedt являются основными специалистами дноуглубительных работ в группе DEME.

Dredging International NV была официально создана в 1974 году. Компания была создана из дноуглубительного подразделения Ackermans & van Haaren (основанного еще в 1852 году) и Société Générale de Draage.

Работая по всему миру, компания специализируется на строительстве и развитии гаваней, искусственных островов, эстуарных плотин, каналов и внутренних водных путей, строительстве и подкреплении дамб, пополнении пляжей и береговой защите, выемке и подсыпке грунта, а также аварийно -спасательной деятельности.

Dredging International имеет современный флот, состоящий из более чем 90 основных судов, использующих широкий спектр вспомогательного оборудования.

Следует отметить, что работы в «Большом Фао» стартовали около двух лет тому назад и Министерство транспорта уже завершило сооружение восточного волнолома и в настоящее время ведет строительство западного, при участии компании Daewoo.  92% от объема работ уже завершено, и в этой связи требуется как можно скорее решить вопрос о дальнейших инвестициях для обеспечения непрерывности и устойчивости работы в порту и для своевременного завершения создания инфраструктуры и запуска ее эксплуатацию.

Порт «Большой Фао», после введения в эксплуатацию будет способен существенно увеличить доходы Ирака, которые, как подтвердила иракская пограничная служба, превысили 309 млрд динаров в период с июня по август 2018 года, по сравнению с 137 млрд динаров поступивших за тот же период прошлого года, что, в итоге оценкам, составило рост доходов на 172 млрд динаров.

Доходы Ирака от перемещения товаров через его морскую границу за три месяца этого года выросли на 125,6%.

По данным пограничной службы страны разница в увеличении дохода включает только таможенные пошлины, за исключением налоговых сборов.

В ведение службы пограничных морских переходов Ирака относятся коммерческие порты, в том числе порт Басра, Умм-Каср и Хор-эль-Зубайр, а также иракские нефтяные порты, в том числе терминалы Фао и Хор аль-Амийя.

В течение 2017 года выручка от деятельности морских пограничных переходов, т.е. портов, составила около 483 млрд динаров.

Но порты провинции Басры в сентябре были практически полностью парализованы на фоне народных демонстраций, требующих улучшения бытовых и жилищно-коммунальных услуг в многострадальной провинции (занимающей почти весь полуостров Фао) и сопровождавшихся отключением сотовой связи и интернета, закрытием некоторых улиц и дорог, что отразилось непосредственно на экономических объектах, включая иракские порты.

Протесты в Басре привели к нарушению работы в порту Умм-Каср, который является одним из основных и крупнейших портов страны и расположен недалеко от иракско-кувейтской границы.

Министерство транспорта в связи с этими событиями, объявило о прекращении движения торговых судов, задержанных в портах Басры, а также о прекращении судоходства к порту Умм-Касра и к другим портам, и также из них, отметив, что это произошло «в результате дестабилизации обстановки и запутанных условий, которые испытывают провинция и ее окрестности».

«В эти дни наши порты не приняли ни одного корабля, — заявили в министерстве, —  судоходство ограничилось тем, что только два судна проследовали в Залив из порта Хор-эль-Зубайр».

В провинции Басра в настоящее время действует пять коммерческих портов, самым старым из которых является порт Кылаат аль-Басра («крепость» — авт.), расположенный недалеко от центра города, кроме него функционируют порты Умм-Каср, Хор-эль-Зубайр и Абу Флюс, а также начато осуществление о проекта по созданию порта «Большого Фао», который, как ожидается, после завершения станет одним из крупнейших коммерческих портов в регионе.