- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме кадрового обеспечения иранского направления в ЦРУ США

С учетом последнего по времени прогресса в рамках усиления иранского влияния в регионе перед силовым блоком США встал вопрос о том, какие собственно конкретные меры он готов и может предпринять в ответ на такую экспансию. Создание шиитской дуги из Ирана через Ирак и Сирию в Ливан становится очень очевидным сценарием. При этом иранское влияние в Афганистане становится все более и более очевидным, особенно с учетом провала последних по времени попыток Вашингтона каким-то образом повлиять на сложившейся там пакистано-иранский альянс. Серьезным остается и присутствие иранцев в Йемене, где они активно поддерживают местных повстанцев хоуситов. В этой связи американские эксперты отмечают, что на фоне таких растущих вызовов и формирования общей антииранской политики в отношении Ирана, конечной целью которого является, без всякого сомнения, смена существующего там режима путем организации и стимулирования некой новой «цветной революции», ощущается явный кадровый голод в ЦРУ США. На сегодня целый ряд опытных экспертов ЦРУ по Ирану покинули или планируют покинуть агентство в то время, когда иранское направление становится одним из приоритетов внешней политики Вашингтона. Белый дом хочет использовать свое председательство во время предстоящей Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в конце сентября. Инициатива исходит в тот момент, когда ЦРУ  потеряло ряд своих сильнейших экспертов-иранистов, которые должны были участвовать в подготовке соответствующих материалов. Среди последних надо отметить бывшего руководителя аналитического центра по иранскому направлению (IMC) в Лэнгли Маргарет Стромецки, которая провела менее года на этой работе. Сейчас IMC возглавляет Майкл Д’Андреа, которого в ЦРУ прозвали «аятолла Майк». Д’Андреа раньше возглавлял Контртеррористический центр (КТК), который и готовил и проводил первые удары беспилотников ЦРУ. Он и Стромецки вместе работали в КТК, где Стромецки, которая пришла в ЦРУ  в 1989 году, была начальником отдела анализа.

Среди основных причин кадрового оттока эксперты называют не только хаотичную систему управления в администрации Д.Трампа,  но и результаты затеянной в ЦРУ США реформы. Она, справедливости ради надо сказать, была затеяна еще бывшим руководителем ЦРУ Джоном Бреннаном, который в ее рамках приступил к разрушению барьеров между различными департаментами Агентства и реструктуризации его работы путем образования ряда крупных центров. Последние были образованы в результате слияния и должны были заниматься той или иной конкретной темой. IMC, который был основан в начале 2017 года, был одним из основных компонентов этой внутренней реформы. Однако реформа оказала дестабилизирующее воздействие на карьерных сотрудников ЦРУ, спровоцировав их отток. Многие надеялись, что Майк Помпео, глава ЦРУ до его назначения на пост госсекретаря в апреле этого года, отменит меры по реформированию Бреннана, но большинство интеграционных центров на тот момент времени уже были созданы.

Стромецки  не единственный  старший эксперт по Ирану, который уходит сейчас из Лэнгли. Еще один из главных экспертов по иранской теме Норман Роул, который работал на руководящих должностях в аппарате директора Национальной разведки США с 2008 по 2017 год, ушел в отставку и основал частную консалтинговую фирму   Pharos Strategic Consulting. Он при этом остается  активно вовлеченным в иранское досье с точки зрения участия в частных проектах. Роул недавно присоединился   к «Союзу против ядерного Ирана» (UANI) и проекту по борьбе с экстремизмом (CEP). Это аналитические группы, которые финансируются миллиардером Томасом Капланом с целью оказания всяческого давления на Иран. Роул совместно с рядом бывших послов США в странах Персидского залива (Адам Эрели и Чарльз Фримана),  также вошел в частный аналитический центр «Фонд Аравии», который финансируется  через подставные фигуры окружением наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальманом. Но в любом случае это только лоббистские структуры прежде всего, которые работают в первом случае на Израиль, во втором — на КСА. Среди кадровых потерь ЦРУ эксперты отмечают и Лесли Айленд, которая ранее фактически руководила иранским отделом в ЦРУ, а позже стала помощником  секретаря по разведке и анализу в Министерстве финансов. Она также покинула эту государственную должность в этом году и была заменена в Министерстве финансов ветераном ЦРУ Изабель Пателунас.  Л.Айленд теперь входит в правление американского банка Citi и одновременно  в консультативный совет фирмы Lazarus Brothers, возглавляемой бывшими агентами ЦРУ  Хейгом Мелкессетяном и  Чарльзом Зайделем.

Таким образом,  оправданно говорить о практически полной смене в аппарате ЦРУ США и Национальной разведки тех старых кадров, которые курировали это направление в течение последних двух десятков лет. Вопрос с их сменщиками с точки зрения их достаточной компетентности и погруженности в иранское досье с учетом всех его сложностей с точки зрения региональных связей и расстановки сил во внутренней элите, пока остается открытым. По данным ряда экспертов, таких специалистов в достаточнойм количестве пока в Лэнгли просто нет. К тому же выход США из СВПД проводился без учета мнения основных экспертов ЦРУ, что стало поводом для увольнения в том числе и вышеперечисленных лиц, и целого ряда оперативников среднего звена. В этой ситуации есть серьезные опасения, что информация ЦРУ на иранскую тематику теперь будет страдать еще большей излишней ангажированностью с целью подгонки их под общее представление в администрации Белого дома.