- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 12

17 сентября с.г. состоялись «ранние», в перерывом всего в 10 дней после Тегерана, переговоры в Сочи между президентами В. Путиным и Р.Эрдоганом.

Продолжаем анализировать выступления официальных лиц Турции, начиная с президента Р.Т.Эрдогана с целью попытаться ответить на вопрос: а) чем вызвано смягчение, для многих неожиданное, российской позиции по Идлибу, то есть какими новыми аргументами турецкой стороны, б) каковы будут дальнейшие действия на сирийском направлении самой Турции, добившейся для себя нужного дипломатического эффекта?

Последнее является важным моментом, с учетом того, чт о Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что главной угрозой для территориальной целостности и главными террористами в Сирии являются ПДС и СНС, и пообещал дойти в этом вопросе «до последнего моря».

Итак, продолжим приводть характерные цитаты выступления Р.Т.Эрдогана на пресс-конференции по итогам переговоров в Сочи.

  1. «Наше общее желание, Турции и России, достичь решения сирийского кризиса на базе резолюции СБ ООН №2254. В рамках этой цели мы продолжим свое сотрудничество. Мы оценили результаты той встречи, которая состоялась в начале прошлой неделе в Женеве между странами-гаранторами Астанинского процесса и специальным представителем ООН по Сирии».
  2. «Наша цель, конечно же, состоит в подготовке конституции, далее проведение демократических выборов и затем самостоятельное достижение сирийским народом подлинно демократического правления. Мы договорились о том, что надо ускорить наши усилия по скорейшему завершению формирования Комитета (конституционной комиссии – В.К.)».
  3. «Базовые принципы, которые определяют турецко-российские отношения – добрососедство, общие выгоды и взаимное уважение. К настоящему времени на этом фундаменте мы предприняли много шагов, однако, мы не рассматриваем их в качестве достаточных. Мы продолжим работу в предстоящий период по ещё большему расширению нашего сотрудничества. Я желаю, чтобы те шаги, которые мы предприняли сегодня, те решения которые приняли сегодня послужили бы, в особенности, на благо сирийского народа».

Отдельно стоит отметить высказывания турецкого лидера по экономической повестке дня между Россией и Турцией:

  1. Подчеркнув, что товарооборот между двумя странами демонстрирует рост, турецкий лидер, в частности, отметил: «После того, как по сравнению с предыдущим годом товарооборот вырос на 31%, за первую половину этого года отмечен рост в 33%. Продолжаются проекты АЭС «Аккую», фундамент которого мы заложили с господином Путиным, и «Турецкий поток». В 2019 году мы проведем мероприятия в рамках перекрестного года культуры между Россией и Турции».
  2. Коснулся в своем выступлении турецкий лидер и важной для страны сферы туризма: «В этом году мы побьем свой 4,7-миллионный рекорд, достигнув (отметки в – В.К.) 6 миллионов (туристов – В.К.). Наши ожидания в вопросе возвращения снова к режиму безвизовых поездок продолжаются. Наши соответствующие министерства работают над этим вопросом».

Говоря о турецкой экономике, надо четко понимать, что в эти дни она попала в полосу турбулетности и Центральному банку страны с трудом удается держать турецкую лиру в районе около 6,4 лиры за 1 долл. и 7,4 лир за 1 евро.

Не будет преувеличением сказать, что проведение масштабной военной операции в Идлибе официальным Дамаском, Россией и Ираном потенциально являлось угрозой для экономического положения страны. Очевидно, что дальнейшее раскачивание экономической ситуации в Турции, а, следовательно, и подрыв положения Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития внутри страны и так в непростой для них период, идет вразрез с российскими интересами. Дело не только в стратегических проектах АЭС «Аккую» и газопровода « Турецкий поток», упомянутых турецким президентом. Речь идет о том, что если Идлиб для Турции и важен, то подлинно жизненную важность для страны имеет именно курдский вопрос. Условно говоря, и то и другое для Турции – «красные линии», но «разной толщины». Как мы помним, в своем выступлении в Сочи турецкий президент акцентировался именно на ПДС и СНС, как на той задаче, которую Турции надо решить в приоритетном порядке. С учетом той поддержки, которую оказывают сирийским курдам США, Россия, взяв паузу в Идлибе, не только не допустила отрыва Турции на этом этапе от своей орбиты, но и «перевела турецкие стрелки» на Вашингтон. Следует ожидать, что именно тема присутствия ПДС и СНС к востоку от реки Евфрат теперь выйдет на первый план для Турции, воодушевленной своей «дипломатической победой» (или передышкой? – В.К.) в Идлибе. Проведение же масштабной военной операции в Идлибе заставило бы Турцию отвлечься от курдов, потому что, понятно, что заниматься двумя вопросами одновременно, условно говоря – на российском и американском направлении, страна не в состоянии.