- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах совместных проектов Израиля и Египта в газовой отрасли

В минувшую среду министры энергетики Египта и Кипра Т.аль-Мулла и Й.Лаккотрипис подписали в Никосии соглашение о строительстве совместного газопровода. Ключевой идеей данного энергетического проекта является соединение газового месторождения «Афродита», расположенного в кипрской исключительной экономической зоне, с египетскими  производителями сжиженного природного газа  (СПГ). Для Каира данный шаг является еще одним элементом стратегии превращения республики в важный энергетический хаб, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию страны и укреплению стабильности нынешних властей. Никосия, вовлеченная сразу в несколько инициатив в восточном Средиземноморье, рассматривает данное событие как судьбоносное с точки зрения развития отрасли во всем регионе.

Основной потенциал правительство Египта сегодня связывает с собственными запасами, над увеличением разведанных месторождений которых активнее всех работает итальянский концерн Eni. По информации компании, главной ресурсной базой можно считать месторождение «Зохр», запасов которого должно хватить не только для собственных нужд, но и экспорта. Однако активизация диалога с Кипром показывает, что Каир заинтересован и в поддержании партнерских связей, позволяющих иметь дополнительный потенциал для поставок. И в этом случае не исключено дальнейшее развитие сотрудничества с Израилем, что позволит не только совместно развивать стратегии в газовой отрасли, но и укрепит политические контакты, находящиеся под серьезным влиянием попыток решить палестинскую проблему.

По информации израильского экономического издания Globes, представленной в связи с сообщениями о сделке Каира и Никосии, запасы месторождения «Афродита» сравнительно малы для того, чтобы на них в значительной степени полагаться. Впрочем, по мнению обозревателей, соглашение с киприотами может стать своего рода связующим звеном, позволяющим привлечь к использованию и ресурсы израильского «Левиафана». Такая вероятность существует потому, что в обоих случаях в консорциумах по их разработке участвует израильская Delek Group. В первом доля компании составляет 30 %, во втором – 45 %. Помимо этого «Левиафан» и «Афродиту» территориально разделяет лишь чуть более 30 км.

Delek Group, равно как и другой оператор двух упомянутых месторождений, а также израильского «Тамар» – Noble Energy уже имеют свою историю договоренностей с египтянами. В феврале текущего года глава израильского правительства анонсировал «историческое соглашение» по поставкам природного газа из Израиля в Египет стоимость которого, по информации Delek Group, составляет порядка 15 млрд долларов. Контракт рассчитан сроком на 10 лет, и по его условиям египетская компания Dolphinus должна получить 64 млрд куб. м газа, добываемого на месторождениях «Левиафан» и «Тамар».

Помимо этого широко обсуждается еще один совместный израильско-египетский проект, в котором примут участие упомянутые операторы месторождений и холдинг Dolphinus. Он направлен на реанимирование газопровода Ариш-Ашкелон, который был введен в эксплуатацию в феврале 2008 г., а затем прекратил функционировать в 2012 г. из-за серии причин, включая политическую нестабильность в Египте и террористическую активность на Синае. Однако основной из них все же явилась нехватка газовых ресурсов в Египте, поскольку в первоначальном своем варианте газопровод служил для поставок «голубого топлива» в Израиль, а новые месторождения, на потенциал которых республика сейчас возлагает основные надежды, еще не были разработаны. В этой связи была высказана идея эксплуатации газопровода в реверсивном режиме, но серьезным препятствием на этом пути явились споры в международном арбитраже, ставшие следствием одностороннего разрыва египтянами сделки с Израилем.

Особую актуальность эта затея приобрела после серии договоренностей между Dolphinus и Delek. В этой связи, как сообщил Bloomberg в начале лета, стороны при участии Noble Energy планируют выкупить долю в 37 % у компании East Mediterranean Gas (EMG), которая является оператором газопровода. Она, в свою очередь, представляет собой международную структуру, 25 % которой принадлежит израильской Merhav и американо-израильской Ampal. Судя по информации обозревателей издания, именно на эту долю и нацелены в первую очередь три компании для реализации поставок по своему 10-летнему соглашению. Каир, судя по некоторым данным, также ведет работу над созданием благоприятных условий для достижения договоренности. Египетская сторона представлена в EMG через государственную Egyptian Natural Gas Holding Company (EGAS). Доля её участия  в операторе газопровода составляет 10 %. По некоторым данным президент страны А.Ф.ас-Сиси начал способствовать сделке через своих доверенных лиц.

В совокупности Merhav, Ampal и EGAS дают не более 35%-й доли в компании. Как стороны планируют приобрести заявленные Bloomberg 37%, пока умалчивается. Помимо упомянутых компаний в  EMG также входят тайская PTT (25%), азербайджанская Evsen (28%), а также EMI-EGILP, представляющая нескольких европейских игроков газового рынка (12%). О каких-либо переговорах с ними пока не сообщается. Доли двух первых корпораций слишком велики, в то время как с европейскими собственниками могут возникнуть проблемы, т.к. восстановление газопровода Ариш-Ашкелон может быть потенциальным конкурентом масштабного и крайне дорогостоящего проекта подводного газопровода EastMed.

Таким образом, совместные египетско-израильские инициативы в газовой отрасли способны принести государствам позитивные результаты, выходящие за пределы политического измерения двухстороннего сотрудничества. Прежде всего, для Израиля это будет серьезным подспорьем для формирования общественного мнения в Египте, где нередко появляются и антиизраильские настроения, возникающие на волне всплесков насилия в Газе. Египтяне, в свою очередь, получать возможность укрепить экономическую систему страны. Однако многочисленные правовые сложности, связанные с прекращением эксплуатации газопровода Ариш-Ашкелон, и обилие конкурирующих проектов станут препятствием на пути дальнейшего сотрудничества.