- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О среднесрочной программе экономического развития Турции. Часть 3

20 сентября с.г. министр казначейства и финансов Б.Албайрак представил среднесрочную программу экономического развития страны, сработав, в этом смысле, с опережением графика на два месяца.

Продолжаем разбирать презентацию, продемонстрированную турецким министром. Напомним, что мы закончили на прогнозе инвестиционных ожиданий, согласно которому инфляция по итогам 2018 года должна составить рекордные для страны, за весь период правления правящей Партии справедливости и развития, 20,8%. Заметим, что на протяжении всего «периода наблюдений» ПСР, они декларировали, в качестве одного из своих главных успехов, достижение однозначных показателей инфляции.

Так вот, теперь министр Албайрак сообщил, что к однозначным показателям страна вернется лишь к 2020 году (отдельный вопрос, достигались ли по факту озвучиваемые Турецким агентством по статистике однозначные показатели в прошлом, что является, по меньшей мере, дискуссионным – В.К.). А 2019 год продолжит сопровождаться высокими темпами инфляции – на уровне 15,9% (автора всегда поражала точность до десятых долей процента в прогнозных расчетах экономических ведомств такого зависящего от множества факторов, а также от методики расчета и посему в известной мере умозрительного показателя, как инфляция; честнее было бы давать округленный коридор значений, впрочем это было бы не так эффектно – В.К.).

Итак, какие конкретно меры предполагается внедрять авторами программы «Стабилизация – Дисциплина – Изменения» для возвращения инфляции в приемлемый коридор значений? Цитируем презентацию дословно.

  1. Центральный банк страны, преследуя базовую цель по обеспечению стабильности цен продолжит использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты, решительным и независимым образом.

Тут, собственно, ключевое слово – «независимость» Центрального банка от руководства страны и тот, факт, что она должна быть «продолжена». Иными словами, мы видим послание инвесторам, как национальным, так и зарубежным, о том, что ЦБ – независим от руководства страны. Разумеется, это одно из ключевых условий для того, чтобы обеспечить приток денег в страну. Насчет «продолжения», впрочем, здесь есть элемент лукавства – всем памятны знаменитые споры в 2015 году между президентом Р.Т.Эрдоганом и тогдашним главой ЦБ Турции Эрдемом Башчи.

  1. Министерство казначейства и финансов продолжит поддерживать борьбу за жесткую финансовую дисциплину.
  2. Для обеспечения финансовой безопасности и устойчивой стабильности будет создан практически одноименный Комитет по финансовой стабильности и развитию (в турецкой аббревиатуре: Finansal Istikrar ve Kalkinma Komitesi или FIKKO – В.К.).
  3. Будет внедрена в жизнь программа «тотальной борьбы с инфляцией».
  4. В рамках Механизма надзора за товарами и Проекта национального единства в сельском хозяйстве будет осуществляться пристальный контроль за колебаниями цен на продукты питания и эффективная борьба с ценами на продукты питания.

Не совсем понятно насчет «национального сельскохозяйственного единства». Все последние годы, «единство» заключалось лишь в том, что продукцию сельского хозяйства и животноводства становилось все выгоднее импортировать в Турцию из-за рубежа, нежели производить самостоятельно – и это даже с учетом нередко большого транспортного плеча и ввозных пошлин. На эту тему в Турции уже бытует множество шуток, когда подробно разбираются ингредиенты турецкого застолья из серии: мясо из Чили, хлеб (пшеница) из России, лук из Украины и фасоль из Соединенных Штатов. А до тех пор пока не решится вопрос с импортом, его цена в Турции всегда будет непосредственной функцией курса турецкой валюты по отношению к средству расчетов с зарубежными контрагентами – то есть, к доллару или евро.

  1. Рост арендной платы, вместо того, чтобы определяться на основе цен производителей, чувствительных к колебаниям валюты, будет определяться на основе цен потребителей.

О чем здесь собственно идет речь? – О двух вещах. Во-первых, о массовой практике установления цен в Турции на аренду торговых площадей прямо или с привязкой к доллару США или евро. Бороться с этим если не бессмысленно, то трудно. Хотя бы исходя из того, что операторами очень многих крупнейших ТЦ в стране являются европейские сети, допустим, немецкие. И даже их дочки в Турции, по причине органической связи с Европой, будет сложно убедить отказаться от евро. А, следовательно, и другие участники торговой отрасли будут брать пример с европейцев. Соответственно, розница продолжит оставаться функцией аренды, выраженной в валюте с вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, сдача офисов и жилья в аренду – массовый бизнес в стране, которым занимаются физические лица. И в своей значительной массе арендные соглашения заключаются в долларах или евро или с привязкой к их курсу. Причина простая – недоверие к собственной валюте. Заставить-то переподписать соглашение на турецкие лиры можно, но арендодатель всегда может зарезервировать за собой право ежегодного увеличения арендной платы по своему усмотрению. И ничего с этим сделать, по большому счету, нельзя.

Кстати, турецкое государство ведет себя достаточно лукаво. На днях вышли поправки к турецкому Закону о гражданстве в части, касающейся бизнес-иммиграции. Так вот, для тех, кто не знает сообщаем, что турецкое государство как торговало, так и продолжает торговать своими паспортами за доллары США. Поправки касались лишь удешевления (почти в 6 раз!) стоимости турецкого паспорта. И где, спрашивается обещанный переход к национальной валюте и отказ от доллара? А если государство само лукавит, то как можно спрашивать что-то с бизнеса?