- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (15 – 22 сентября 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 166 нарушений режима прекращения огня. Это значительно ниже показателя предыдущей недели (280).

Российская часть представительства, как и ранее, фиксировала нарушения главным образом в провинциях Латакия и Алеппо. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано 70 нарушений (в течение предыдущей недели – 93), в провинции Алеппо – 83 нарушения (112).

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам»/«Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ), других антиправительственных организаций в провинциях Хомс, Дейр эз-Зор.

Вечером 17 сентября 4 самолета F-16 ВВС Израиля атаковали цели в сирийской провинции Латакия. Поражение наносилось, в частности, некоему исследовательскому институту, занимавшемуся «промышленными технологиями» (по официальной сирийской версии). При отражении атаки сирийские ПВО сбили несколько ракет и … российский самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20. В России этот инцидент назвали сначала «трагической случайностью». В результате погибли 15 российских военнослужащих.

Самолет упал в Средиземное море в 35 км от берега. США первыми сообщили, что Ил-20 был сбит силами ПВО Сирии при отражении израильской атаки. Это позднее подтвердили и в Минобороны РФ, сообщив, что самолет был сбит ракетой зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-200.

По имеющимся данным, самолет Ил-20 летел к авиабазе «Хмеймим» со стороны моря. Истребители ВВС Израиля действовали также со стороны моря, поэтому российские военные возложили ответственность за трагедию на Израиль. По данным Минобороны РФ, «заход на цели (израильскими истребителями) осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря, удар наносился управляемыми авиабомбами». Однако хорошо  известно, что нанося удары по целям (преимущественно иранским) в Сирии, израильские самолеты всегда действовали на больших высотах, не заходя в зоны поражения сирийских систем ПВО, как правило, из воздушного пространства Ливана. Полет на малых высотах в зоне действия систем ПВО — это не их стиль. К тому же, по данным Израиля, к моменту поражения Ил-20 сирийской ракетой его самолеты уже покинули зону, в которой находился российский самолет. Поэтому кроме версии «трагической случайности» напрашивается еще одна — как бы все это не было провокацией со стороны тех сил, которые спят и видят, чтобы еще больше втянуть Россию в события в Сирии, а также рассорить ее с региональными партнерами.

Напомним: за день до этой атаки израильских ВВС премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что «постоянные» действия его страны нацелены на недопущение появления у его врагов «современного оружия». Здесь он в первую очередь подразумевал ливанское шиитское движение «Хизбалла», пользующееся поддержкой Ирана.

Тем временем 17 сентября по итогам встречи В.Путина и Р.Т.Эрдогана было объявлено, что к 15 октября в районе провинции Идлиб вдоль линии соприкосновения сирийских войск и боевиков будет создана демилитаризованная зона глубиной 15 — 20 км с выводом оттуда всех боевиков, включая джихадистов из группировки «Тахрир аш-Шам». Это было турецкое предложение, направленное на предотвращение наступательной операции сирийских войск и союзных им формирований. Скорее всего, оно было принято без предварительного согласия Дамаска, хотя там тут же заявили обратное. Поэтому положения меморандума о демилитаризации в Идлибе предполагалось согласовать с Дамаском. Последний после инцидента с Ил-20 не мог сделать ничего иного, как уже 18 сентября одобрить их.

В конечном итоге в выигрыше от трагедии с Ил-20 оказались те, кто против сотрудничества России и Израиля по Сирии, и это надо учитывать двум странам.

Изначально нетрудно было заметить несовпадение объяснений российских и израильских военных по поводу обстоятельств гибели в ночь на 18 сентября российского Ил-20, сбитого в результате «цепи трагических случайных обстоятельств» ракетой сирийского ЗРК С-200. Их версии хорошо известны. Свою точку зрения на трагедию изложили и французские военные эксперты, и они заслуживают того, чтобы быть учтенными. Мнение одного из них – бывшего начальника штаба ВВС Франции генерала в отставке Жан-Поля Паломероса – привело информационное агентство АФП.

Первый и главный вывод, который делает отставной генерал – трагедия с российским Ил-20 стала следствием недостаточно плотного взаимодействия союзников – российских и сирийских военных. Он же находит и объяснение этому – российский самолет выполнял разведывательную миссию, о которых не принято распространяться.

Генерал в целом поддержал деталь российской версии в части возможности совпадения на экранах радаров отметок от российского и израильских самолетов, заметив, что эти отметки одинаковы и «не соответствуют размерам самолетов». «Все зависело от операторов. Идентификация движущегося объекта, который быстро движется в запретном воздушном пространстве во время войны, зависит от технического и человеческого факторов. Сирийцы находятся в состоянии войны, в том случае они были атакованы, и они не были подготовлены наилучшим образом. Все это открыло дорогу подобного рода ошибкам», — считает он.

«Сирийцы и русские имеют разные уровни подготовки …  Обычно подготовленный оператор должен видеть разницу в скорости между истребителем и «Ильюшиным». Но в боевых условиях более – менее подготовленные сирийские операторы могли допустить ошибку», — считает Ж.-П.Паломерос. Технически он считает возможным наличие на экранах радаров одной точки от двух самолетов, но для этого второй самолет должен «приклеиться» к первому. «Но как только вы выйдете из электромагнитной тени первого самолета, вновь появятся две отметки (на экранах радаров). Таким образом, все зависит от уровня подготовки операторов», — отметил генерал.

Он же назвал сотрудничество России и Израиля по Сирии «больше политическим, нежели военным». По его оценке, заблаговременные предупреждения о тех или иных действиях «делаются между союзниками», каковыми две страны не являются. Поэтому он считает объяснимым минимальное время между израильским предупреждением и действиями самолетов ВВС Израиля.

Резюмируя сказанное отставным генералом, хочется отметить, что его видение инцидента с Ил-20 в целом вписывается в то, что названо «цепью трагических случайных обстоятельств».

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов и повстанцев в провинциях Дейр эз-Зор, Эс-Сувейда, Хомс.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В провинции Эс-Сувейда 19 сентября предотвращена очередная попытка боевиков ИГ прорваться из окружения в районе Тулуль ас-Сафа.

20 сентября в ходе боев против анклава ИГ в районе Тулуль ас-Сафа сирийские войска овладели высотой, с которой контролируется последний источник воды, находящийся в распоряжении ИГ.

На севере провинции Алеппо в курдском кантоне Африн 18 сентября боевики группировки «Тахрир аш-Шам» атаковали позиции протурецкой группировки «Файлак аш-Шам» в районе населенного пункта Дейр Балут (район Джандарис).

Вечером 21  сентября джихадисты атаковали позиции правительственных сил в юго-западных кварталах города Алеппо. Атака велась с позиций джихадистов в квартале «Рашидиин-4».

На востоке провинции Хомс 16 сентября в ходе боев против формирований ИГ в районе  города Ас-Сухна сирийские войска выбили джихадитов из деревень Ан-Найяра, Ар-Рашидия, Ас-Саварейм.

В ходе боев на юге провинции Хомс и западе провинции Дейр эз-Зор против анклава ИГ 18 сентября правительственные силы овладели с боями населенными пунктами Ар-Рашвания и Ат-Тарайям.

В течение 20 — 21 сентября сирийские войска продолжали сжимать кольцо окружения вокруг группировки боевиков ИГ, засевшей на стыке границ провинций Хомс и Дейр эз-Зор.

Иракские СМИ сообщили 19 сентября о смерти главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади в результате онкологического заболевания. По их данным, в ближайшее время будет назначен его преемник на посту главаря ИГ.

20 сентября ряд террористических группировок, включая «Тахрир аш-Шам», заявили, что отвергают российско-турецкие договоренности по провинции Идлиб. Кроме выше названной группировки соглашение по Идлибу отвергли «Хорас ад-Дин», «Ансар ат-Таухид», «Анар ад-Дин», «Таджамо аль-Форкан», «Джунд аль-Акса». Это делает неизбежным начало военной операции в провинции Идлиб.