- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О логике действий Израиля по сдерживанию Ирана в Сирии и Ливане. Часть 2

Иранское направление во внешней политике и военной стратегии Израиля является первоочередным. Генерал (в отставке) Яков Амидрор, бывший советник по национальной безопасности израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, председатель Совета национальной безопасности (2011 – 2013 гг.), прослуживший 36 лет на ответственных постах в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛе говорит о том, что так или иначе Израиль должен победить в этой борьбе против Ирана по ряду причин[i] [1].

Авторитетный израильский эксперт выделяет несколько измерений иранской деятельности против Израиля. Одно из них – видимое измерение –заключается в борьбе Ирана с Израилем на трех фронтах. В авангарде иранской борьбы находятся пользующиеся относительной независимостью силы «Аль-Кудс», возглавляемого генералом Касемом Сулеймани спецподразделения КСИР (Корпуса стражей исламской революции).

Усилия Ирана направлены, прежде всего, на кардинальное усиление наступательных возможностей ливанской шиитской организации «Хизбалла». Иран делает все, чтобы повысить боеготовность вооруженных отрядов «Хизбаллы». По израильским оценкам, в последние годы Иран и Сирия взяли на себя обязательство диверсифицировать оружейные арсеналы шиитской организации. Осуществляются поставки высокотехнологичных зенитных, противотанковых и противокорабельных ракет из числа лучших образцов, приобретенных Сирией у России. Почти все образцы передовых систем вооружений, которые сирийцы закупили у России, были переданы «Хизбалле». Более того, эксперт говорит о том, что Сирия изначально приобретала это оружие на нужды «Хизбаллы», а Иран, возможно, финансировал часть сирийских военных закупок. «Предположительно, русские не знали об этих передачах, но Россия, несомненно, могла бы лучше контролировать такие сложные системы оружия на этапе нахождения их в руках Сирии».

Результаты поддержки Ираном «Хизбаллы» особенно проявились в плане усиления ее наступательных возможностей, что стало возможным главным образом благодаря военной промышленности в Сирии и Иране. К примеру, благодаря усилиям иранцев шиитская организация приобрела впечатляющую по всем параметрам возможность использования управляемых и неуправляемых ракет. Даже российская противокорабельная ракета «Яхонт», предназначенная для защиты побережья, практически может стать наступательным оружием, если будет приобретена «Хизбаллой», поскольку эта ракета может угрожать портам Израиля и его газовым платформам в Средиземном море. Сегодня арсенал ливанской шиитской организации включает в себя более 120 000 управляемых и неуправляемых ракет разных типов, способных достичь любой точки в Израиле, включая ее основные города – Хайфу, Иерусалим и Тель-Авив. Все израильские населенные пункты в настоящее время уязвимы перед огневой мощью «Хизбаллы».

Следующая задача Ирана в Ливане заключается в том, чтобы значительно повысить точность многих ракет «Хизбаллы», особенно тяжелых и с большим радиусом действия. Усилия, направленные на укрепление «Хизбаллы», подразумевают передачу иранских технологий, а также недавнее обязательство развивать местные военные производства на территории Сирии и Ливана, с тем чтобы «Хизбалла» в сотрудничестве с Ираном получила оперативные комплексы вооружений.

Деструктивная сила, которая может попасть в распоряжение «Хизбалла», создаст угрозу для Израиля совершенно иного масштаба. Израиль – небольшая страна (20 000 кв. км в пределах «Зеленой линии» и менее 6 000 кв. км на Западном берегу р. Иордан), население которой сосредоточено вдоль полосы средиземноморской береговой линии длиной менее 80 км – между Хадерой и Ашдодом. Таким образом, Израиль чрезвычайно уязвим и не имеет реальных альтернатив или излишек в плане инфраструктуры. Таким образом, точный удар по израильским инфраструктурным объектам может нанести огромный урон, не говоря уже о количестве жертв среди гражданского населения, особенно в таком густонаселенном районе, как Тель-Авиве и его окрестности.

Именно по этой причине Израиль вложил столько средств в строительство трехуровневой системы противоракетной обороны стоимостью 10 – 15 млрд долларов США. «Если разразится война, Израиль будет вынужден действовать в полную мощь, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы как можно быстрее нейтрализовать потенциал ракет «Хизбаллы»».

С точки зрения Израиля использование такого большого количества управляемых и, как правило, точных ракет, приведет к необходимости ведения сложной войны, которая будет отличаться от предыдущих военных операций. Многие ограничения на огневую мощь ЦАХАЛа будут сняты. Речь идет, к примеру, о тех, которые Израиль накладывал на себя во время неоднократных, ограниченных военных операций в секторе Газа в связи с близостью палестинского гражданского населения к основным военным объектам ХАМАСа. Как пишет Амидрор, если «Хизбалла» из гражданских населенных пунктов в Ливане запустит тысячи ракет по крупным городам в центре Израиля и по жизненно важным инфраструктурным объектам, результаты решительных военных действий Израиля по нейтрализации возможностей организации в развертывании и запуске ракет будут серьезными. Пострадают тысячи ливанцев, многие из которых – невинные гражданские лица, и по всему Ливану будут значительные разрушения. Такой сценарий станет неизбежным результатом игнорирования Ираном «цены», которую Ливану придется заплатить за действия шиитской организации против Израиля с ливанской территории. Как говорят в Израиле, Иран готов бороться с еврейским государством до последнего ливанского крестьянина, даже если он шиит.

Отмечается, что в отношении Ливана иранцам удалось ввести в заблуждение мировое сообщество, и в частности США и Францию. Вашингтон и Париж ведут себя так, будто действительно существует суверенное государство под названием «Ливан», и как будто укрепление Ливана приведет к ослаблению «Хизбаллы», в то время как в действительности как раз все наоборот.

Израильского эксперта возмущает тот факт, что «силы ООН на юге Ливана не сообщили о наличии в южных районах страны ракет «Хизбаллы», как будто это безобидное движение скаутов, не предпринимающее усилия по размещению десятков тысяч ракет на юге Ливана». Согласно отчетам ВСООНЛ  (Временных сил ООН в Ливане) получается, что Израиль придумал историю о несуществующей на юге Ливана организации, в районе, находящемся под надзором ООН. Вывод эксперта прост и ясен – Израиль допустил ошибку, сделав ставку на резолюцию Совета Безопасности ООН 1701 (которая усилила миссию ВСООНЛ) в качестве стратегии выхода из военных действий в 2006 году. Израилю предлагается учитывать данный факт в случае очередной военной конфронтации.

По факту, отношение к Ливану мировых держав и образ «Хизбаллы», который складывается на основе докладов ООН, ничего общего с действительностью не имеет. По убеждению Израиля в реальности в Ливане ничего не происходит, что не было бы инициировано или, по крайней мере, одобрено «Хизбаллой». Эта шиитская организация фактически является правящим органом на юге Ливана. Это самая сильная военная организация в стране, безусловно, на порядок сильнее ливанской армии, которая соглашается со всеми требованиями Хасана Насраллы (генерального секретаря «Хизбаллы»). Соответственно, любая передача оружия ливанским вооруженным силам практически означает усиление армии, которая помогает и будет продолжать поддерживать «Хизбаллу». Последняя, в свою очередь, рассчитывает на ливанскую армию в войне против Израиля. Не возможно представить сценария, в котором Вооруженные силы Ливана, большая часть которых состоит из шиитов, будет действовать против «Хизбаллы» или просто вопреки тому, что может быть истолковано как интерес шиитской организации.

«Хизбалла» рассматривается как чрезвычайно важный элемент в ирано-шиитских усилиях по распространению влияния на весь ближневосточный регион, а не только как угроза для Израиля. «Хизбалла» называется одним из важнейших источников иранской мощи. Иран теперь пользуется плодами успешных военных действий ливанской организации в Сирии, что привело к 10 000 пострадавших членов «Хизбаллы», включая 2000 убитыми. Иран считает «Хизбаллу» не только своим эффективным инструментом в Сирии и Ливане, но лучшей и самой важной кузницей боевых кадров, находящихся в распоряжении шиитского руководства в Иране в целях распространения контроля на весь Ближний Восток. Что касается регионов за пределами Ближнего Востока, то в Израиле предупреждают, что со временем Иран доберется и до них.

Возникает вопрос (по сути риторический) – если все израильские населенные пункты, после развертывания трехуровневой системы ПРО, в настоящее время по-прежнему уязвимы перед огневой мощью «Хизбаллы», то почему они до сих пор не стерты с лица земли, как об этом одни десятилетиями заявляют, а другие используют эту бездумную популистскую риторику как предлог для реальной серии беспрецедентной в рамках международного права вооруженной агрессии против суверенных соседних государств?

Антииранская истерия в Израиле напоминает нынешнюю ситуацию, когда западный мир во главе с США и Великобританией, оперируя не подтвержденными (а то и вовсе инспирированными, что, как правило, подтверждается со временем) доказательствами и многочисленными обвинениями России, оперативно предпринимает вполне реальные и как раз незаконные карательные меры, призванные обеспечить достижение конкретных геополитических, экономических и стратегических целей.

[i] [2] Логика действий Израиля по сдерживанию Ирана в Сирии и Ливане // Иерусалимский институт стратегических исследований. 16.09.2018. URL: https://jiss.org.il/en/amidror-the-logic-of-israels-actions-to-contain-iran-in-syria-and-lebanon/ [3] (на англ. яз.)