- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор гуманитарной ситуации в Сирии: сентябрь 2018 г.

Обзор гуманитарной ситуации в Сирии с различных углов показывает, что, как и прежде, военно-политический фактор оказывает решающее влияние на перспективы ее развития, не только в зонах продолжающегося противостояние и недавней деэскалации, но в относительно мирных и ранее освобожденных районах, где уже в течение нескольких лет ситуация в области безопасности остается стабильной и устойчивой.

В сентябре с2018 г. главное внимание гуманитарного сообщества, в том числе по линии профильных организаций системы ООН, приковано в маневрам внешних сил вокруг провинции Идлиб, в которой сегодня разворачивается главный сценарий сирийского военно-политического процесса. В частности, в докладе руководства Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) в Совет Безопасности ООН от 7 сентября с.г. именно эта тема была в фокусе внимания.  Докладчик от УКГВ, директор по оперативной деятельности Джон Гинга посвятил практически весь свой брифинг для членов Совбеза изложению оценок ситуации в Идлибе. В частности, по данным УКГВ, в зонах деэскалации на территории провинции Идлиб, а также в прилегающих к ним районах провинций Алеппо, Латакия и Хама проживает 3 млн сирийцев, из которых 2.1 млн нуждается в гуманитарном содействии. При этом около 1.4 млн человек являются внутренне перемещенными лицами и нуждаются в особом содействии. В то же время, полагают в УКГВ ООН, возобновившиеся боевые действия в Идлибе «ставят под угрозу жизнь и безопасность всего мирного населения» региона, а не только группы нуждающихся. Помимо собственно боевых действий, отмечают в ООН, в Идлибе сохраняется высокая концентрация самодельных взрывных устройств и вероятность террористических атак на мирных жителей и гуманитарный персонал – что создает дополнительные угрозы общей гуманитарной обстановке. В результате эскалации ситуации с начала сентября с.г. была приостановлена учеба в большинстве школьных учебных заведений в западной части провинции, ограничено перемещение населения. Все это привело к росту продовольственных цен и дефициту продуктов питания.

УКГВ ООН планирует продолжить в ближайшие месяцы проведение своей гуманитарной операции в Идлибе, работая в тесном контакте и сотрудничестве с неправительственными и общественными организациями гуманитарного профиля. Основная часть поставок гуманитарных грузов сейчас осуществляется через пограничную операцию из Турции, ежемесячно около 2 млн человек в Идлибе получают такого рода содействие.

Представительства гуманитарных миссий ООН в Дамаске и пограничном турецком городе Газиантеп работают в тесной координации для подготовки планов реагирования в случае дальнейшей ухудшения  ситуации. В частности, по заявлению вышеназванного функционера УКГВ ООН Дж.Гинга, план реагирования готов и может охватить содействием более 900 тысяч женщин, детей и пожилых людей. В том числе в рамках этого сценария планируется оказать содействие до 700 тысяч человек на севере Идлиба – это население попытается уйти в более безопасные районы, контролируемые протурецкими силами. Кроме того, по оценкам УКГВ, порядка 100 тысяч человек на юге провинции Идлиб в случае эскалации будут пытаться перейти в районы, контролируемые правительством, и к их содействию в ООН также полностью готовы. И, наконец, если конфликт распространится на район Таль-Рифаат, еще порядка 100 тысяч человек могут попытаться мигрировать в провинцию Алеппо либо далее в северо-восточные регионы Сирии.

Реализация плана реагирования по сути уже началась, не дожидаясь итогов имплементации достигнутых в середине сентября российско-турецких договоренностей о создании буферной зоны демилитаризации. ООН в лице генерального секретаря официально приветствовала договоренности Москвы и Анкары и призвала всех участников сирийской войны присоединиться к этой опции. Однако ООН продолжила активно разворачивать содействие, готовясь к самому худшему. Задача – быть готовыми на все случаи, в том числе и в случае провала сделки и реализации наихудшего из возможных сценариев – фактического начала масштабной войны за Идлиб. Тем более, что в Идлибе продолжают оставаться более 10 тысяч представителей различных террористических организаций, прежде всего «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России), которые официально классифицируются в системе ООН как «террористы». Поскольку вышеназванные радикалы уже неоднократно заявляли о готовности «бороться до конца», их устранение при любом исходе неизбежно приведет к серьезным гуманитарным последствиям для мирных жителей. Гуманитарная помощь уже доставлена внутрь провинции Идлиб, в частности идет распределение готовых продовольственных пайков для 850 тысяч человек на 7-дневный период. По линии Всемирной организации здравоохранения в Алеппо доставлено 25 млн тонн медикаментов, а также палатки для временного размещения. В то же время, гуманитарные организации испытывают дефицит донорских ресурсов для расширения своих возможностей и планов реагирования в случае начала массовых перемещений мирного населения.

По мнению международных экспертов, несмотря на тиражируемый в прессе положительный эффект от достигнутой между Россией и Турцией сделки, реальная гуманитарная ситуация в Идлибе продолжает оставаться напряженной. Более 3 млн человек остаются по сути в заложниках этой ситуации, и долгосрочного решения этой проблемы пока никто не предложил. Прочных гарантий того, что российско-турецкие договоренности будут выполнятся эффективно и четко, также никто дать не может. Потенциальную угрозу для дестабилизации ситуации несут группы боевиков, ранее передислоцированных в Идлиб по собственному желанию из других очагов конфликта, в первую очередь из-под Дамаска – им далее уже отступать некуда и сопротивление с их стороны может оказаться наиболее ожесточенным.

В любом случае, гуманитарная ситуация в Идлибе становится главным объектом мониторинга и внимания гуманитарной миссии ООН на обозримую перспективу. Несмотря на уклонение пока от прямого противостояния и конфликта, риск гуманитарной катастрофы в этом густонаселённом и стратегически важнейшем регионе Сирии крайне высок.