- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии Саудовской Аравии в реализации проекта КПЭК

Амбициозный логический и экономический  проект «Новый шелковый путь», одним из основных компонентов которого должен стать проект создания единого логистического хаба между Китаем и Пакистаном получил на днях нового партнера.  20 сентября с.г.  министр информации Пакистана Фавад Чаудхри объявил, что Саудовская Аравия согласилась инвестировать  10 млрд долларов в Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), общая стоимость которого оценивается  в 62 млрд долларов.  Ряд экспертов после этого сразу же высказали предположение, что речь в данном случае идет об участии  Эр-Рияда  в строительстве  крупного нефтяного комплекса в  т.н. «нефтяном городе» на территории в 324 кв. км в пакистанском порту Гвадар. Предполагается, что в рамках этого «нефтяного города» будет создан мощнейший нефтяной экспортный и перерабатывающий хаб. Заявление Пакистана последовало после двухдневной поездки нового премьер-министра Имрана Хана в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Имран Хан, который выбрал Саудовскую Аравию в качестве первого места для своего официального визита в этом качестве, должен был подписать также и соглашение о получении  4 млрд долларов в рамках льготного кредита от «Саудовского исламского банка развития» с целью стабилизации курса национальной валюты и пополнения резервов иностранной валюты. С учетом того, что никаких совместных пресс-конференций и коммюнике по этому поводу обнародовано не было, эксперты делают однозначный вывод о том, что сделка пока не состоялась. По крайней мере, пакистанскую сторону не до конца устраивают условия, выдвинутые Саудовской Аравией. В этой связи отметим, что Эр-Рияд в данном случае очень четко взвешивает риски такого шага прежде всего с точки зрения политических резонов. А самый главный резон в данном случае — это альянс Исламабада с Тегераном на афганском направлении и отказ пакистанцев участвовать в составе сил т.н. «аравийской коалиции» в боевых действиях  в Йемене. Стратегически Саудовская Аравия рассматривает Пакистан, как союзника, который должен помогать ей противостоять Ирану. Поскольку Пакистан сейчас стремится поддерживать баланс в регионе между Ираном и Саудовской Аравией, Эр-Рияд  настойчиво ищет пути вовлечения Исламабада в свою орбиту влияния, прежде всего в области экономики и безопасности. Результаты  пока неоднозначны, отсюда и нерешительность Эр-Рияда в рамках более активной готовности открывать более щедрые кредитные линии. В то время как бывший глава пакистанской армии генерал Рахил Шариф возглавляет силы аравийской коалиции, вопрос направления пакистанского спецназа на границу КСА и Йемена до сих пор не решен. И главный вопрос в этой связи пока состоит в том, что Пакистан не смог заверить Саудовскую Аравию в своей готовности достаточно активно продвигать саудовские цели в регионе. По оценке американских экспертов, если это произойдет (в чем мы сомневаемся) Исламабад может получить экономическую помощь от КСА в ближайшее время, хотя это и не гарантировано. Более четкая картина, касающаяся участия Саудовской Аравии в спасении пакистанского финансового рынка и степени участия саудовского капитала в КПЭК, появится в октябре с.г., когда Эр-Рияд  направит делегацию в Исламабад для подписания предварительного соглашения об экономическом партнерстве. Другими словами, в рамках нынешнего визита пакистанскому премьер-министру было дано некоторое время для четкого формулирования своей позиции по ключевым аспектам внешней политики. Это помимо йеменского досье, безусловно открытие каналов коммуникаций саудовской разведки с сепаратистами-белуджами с точки зрения формирования единого альянса подрывных сил  на базе единения всех сепаратистских групп внутри ИРИ. Этот момент, по нашей оценке, будет для Исламабада проблематичным прежде всего  по причине заинтересованности пакистанских военных в сохранении союза с Тегераном с точки зрения материально-технического снабжения и поддержки афганских талибов. Но более важно для Эр-Рияда представляется тема склонения Исламабада к более компромиссной и гибкой позиции по вопросу начала переговоров движения «Талибан» с Кабулом. Это генеральная задача, которую поставила перед Эр-Риядом американская сторона, но в данном случае у королевства есть и свои причины, в том числе минимизация иранского влияния в Афганистане через запуск такого процесса

При этом отметим, что инструменты увязывания своей экономической помощи Исламабаду с безусловным выполнением им ряда требований в политической сфере для Эр-Рияда лимитированы. И прежде всего это касается участия КСА в пакистанской ядерной программе. То же самое справедливо и по отношению к участию в проекте КПЭК.  С точки зрения Эр-Рияда, инвестирование в этот проект решает несколько ключевых задач. В рамках  стратегии диверсификации своей экономики, Саудовская Аравия стремилась создать кольцо из нефтеперерабатывающих заводов во всей Азии, чтобы помочь  нарастить там переработку и облегчить логистическое плечо в рамках экспорта нефти на  азиатские рынки.  В этой связи эксперты фактически солидарно уверены в том, что решение Саудовской Аравии по инвестициям в этот проект останется неизменным и объемы такого инвестирования будут только увеличиваться. Поэтому КПЭК для КСА представляет собой коммерчески жизнеспособную альтернативу прямой финансовой помощи Пакистану, чем в том числе и обусловлены колебания  по вопросу предоставления льготного кредита пакистанцам. Это положение дел отвечает стратегии  Пекина, который работает над привлечением в этот проект стратегических партнеров с целью минимизации собственных финансовых издержек  и повышения жизнеспособности проекта. Привлечение саудовского капитала в КПЭК было предварительно согласовано между Исламабадом и Пекином. И состоялось это как раз накануне визита Имран Хана в Эр-Рияд. К числу других потенциальных будущих партнеров относятся Россия, Турция и государства-члены Европейского союза.