- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии иорданской экономики и сотрудничестве с Израилем в газовой сфере

Иорданское правительство, несмотря на экономические проблемы, недавно утвердило ряд амбициозных планов, призванных стабилизировать экономическое положение в стране. В мае 2015 года король Абдалла II и тогдашний премьер-министр Абдалла Энсур инициировали программу «Иордания 2025 года», также именуемую «Видение 2025 года», которая предусматривает набор мероприятий, направленных на преобразование иорданской экономики и общества. Преследуется ряд целей, таких как увеличение темпов роста ВВП, сокращение безработицы и снижение уровня бедности населения.

Иордания традиционно использует иностранную помощь для смягчения своих краткосрочных проблем. После того, как в 2011 году в регионе началась «арабская весна», Иордания получила более 10 млрд долларов США иностранной помощи[i] [1]. Несмотря на щедрые пожертвования, которые получает Амман, он по-прежнему борется с экономическим кризисом, государственным долгом в размере почти 40 млрд долларов США, 18.5-процентным уровнем безработицы, отношением госдолга к ВВП 95% и средним доходом на душу населения в 5213 долларов США. Финансовые проблемы Иордании связаны с тем, что страна приняла миллионы беженцев из соседней Сирии и Ирака, что обошлось королевству примерно в 6.6 млрд долларов США в период с 2011 по 2016 год.

Экономика Иордании не всегда пребывала в таком плохом состоянии. Так, рост ВВП Иордании с 2000 по 2009 год составлял в среднем 6.5% в год. Однако глобальный финансовый кризис 2008 года, дестабилизация региона в связи с событиями «арабской весны» в 2011 году, закрытие границ с Ираком и Сирией (жизненно важных для иорданского экспорта), значительные потоки беженцев и сокращение денежных переводов привели к нынешним экономическим проблемам.

В начале 2018 года иорданским правительством была утверждена одна из программ – Иорданский экономический план роста (ИЭПР) на 2018 – 2022 гг. Данный план предполагает серию экономических реформ, направленных на то, чтобы направить развитие экономики Иордании в направлении достижения целей, обозначенных в «Видении 2025». В документе основное внимание уделяется развитию таких секторов экономики, как энергетика, информационно-коммуникационные технологии, туризм, сельское хозяйство, внутреннее производство и др. Примечательно, что в ИЭПР делается акцент на развитие крепких партнерских отношений между государственным и частным секторами, что призвано уменьшить традиционно раздутый государственный сектор иорданской экономики.

В феврале 2018 года для оказания поддержки ИЭПР бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон посетил столицу Иордании Амман, где он подписал Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий предоставление 6.375 млрд долларов на 2018 – 2022 годы, что на 275 млн долларов больше, чем в предыдущих соглашениях. Новый Меморандум о взаимопонимании включает в себя минимальный фонд экономической поддержки, предназначенный для прямого бюджетного финансирования правительства Иордании, что свидетельствует о том, что Соединенные Штаты серьезно подходят к экономическим проблемам Иордании, как влияющим на безопасность и стабильность королевской власти. Р.Тиллерсон тогда отметил, что Меморандум о взаимопонимании призван «поддержать политическую линию, и что весьма важно, программу экономических реформ Его Величества короля Абдаллы II, нацеленную на достижение Иорданией самодостаточности». Хотя этой помощи все равно недостаточно для решения всех проблем Иордании, тем не менее, МоВ может послужить образцом для других доноров.

В конце мая 2018 года произошли беспорядки, которые продемонстрировали хрупкое положение иорданского монарха. Начиная с 30 мая, тысячи иорданцев вышли на улицы Аммана и других городов, протестуя против мер жесткой экономии, предусмотренных Международным валютным фондом, и предлагаемого нового налогового законодательства. Закон, который еще должен быть одобрен парламентом, помимо прочего, увеличит число облагаемых налогом граждан с 4.5 до 10 % и повысит ставки налогообложения для банков с 35 до 40%. Эти реформы значительно затрагивают иорданцев, особенно более 4 млн граждан (42% от общей численности населения), которые живут в Аммане, самом дорогом городе в арабском мире.

Протесты привели к отставке премьер-министра Хани аль-Мулки, который впоследствии был заменен министром образования Омаром аль-Раззазом. О.аль-Раззаз отложил принятие нового налогового законодательства. Однако отставка Х.аль-Мулки лишний раз свидетельствует о негласной стратегии, принятой в королевстве, в котором премьер-министры являются своего рода амортизаторами в случае народных протестов. Согласно одному исследованию, иорданские премьер-министры и их кабинеты, как правило, недолговечны, работают в среднем 309 дней, а в периоды нестабильности и того меньше – в среднем менее ста дней.

В ответ на социальные протесты Кувейт, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты пообещали предоставить Иордании помощь на пять лет в размере 2.5 млрд долларов США, которая поступит под гарантии Всемирного банка на депозит иорданского Центробанка для поддержки бюджета королевства, финансирования текущих расходов и проектов[ii] [2]. В то время как эти средства не лишние для испытывающей нехватку денежной массы страны, в Иордании многие полагают, что такая  помощь не спасет королевство от его экономических проблем и не поможет решить проблему с государственным долгом. В 2012 году после массовых протестов на волне событий «арабской весны» Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) предоставил Иордании пакет помощи сроком на 5 лет в размере 3.6 млрд долларов США. Эта помощь ССАГПЗ иссякла в Иордании к началу 2017 года.

Выделение нового кредита проблематично по нескольким причинам. Во-первых, пакет помощи значительно меньше (на 1,1 млрд долларов США) предыдущего. Во-вторых, иорданцы опасаются, что получая эти деньги, они берут на себя определенные обязательства, т.к. оказывая помощь, саудовцы не только стабилизируют Хашимитскую монархию, но получают определенные рычаги влияния. Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива могут использовать эти деньги для возможности оказания давления на Иорданию в рамках преследования ими своих региональных целей, включая напряженные отношения ССАГПЗ с Катаром, мирные переговоры между Израилем и палестинцами, а также конфликт интересов между Саудовской Аравией и Ираном. К тому же Иордания не получала помощи из Персидского залива более года. Так, в докладе, подготовленном в 2017 году Oxfam, британской, действующей по всему миру благотворительной организацией, рекомендуется предоставлять Иордании стабильную и более прозрачную международную помощь, чтобы иорданское правительство могло эффективно планировать, а граждане страны привлекать правительство к отчету по расходованию средств.

На протяжении всего своего существования Иордании удавалось извлекать определенную выгоду из своего геополитического значения, будучи расположенной между Саудовской Аравией, Ираком, Сирией, Израилем и палестинскими территориями. Страны Запада и Персидского залива, особенно в условиях напряженных отношений с Ираном, заинтересованы в поддержке Иорданского Хашимитского Королевства (ИХК) и его роли в сохранении региональной стабильности. Израиль, пожалуй, более других заинтересован не только в политических аспектах сотрудничества с Иорданией, но и в решении экономических задач.

Так, ИХК будет ежедневно импортировать около 8.5 млн куб. м  природного газа из Израиля. При этом ежедневные потребности Иордании в природном газе составляют около 9.9 млн куб. м.. Импортируемый Иорданией израильский природный газ, согласно недавнему заявлению генерального секретаря Министерства энергетики и минеральных ресурсов Иордании Амани Аззама, будет использоваться для ежедневного производства электроэнергии, а не направляться в газохранилища. К слову, у Иордании нет потребности в накапливании импортируемого газа из Израиля, поскольку в настоящее время ее газохранилища в Акабе заполнены импортируемым сжиженным газом из других источников[iii] [3].

Иордания начала диверсифицировать свои ресурсы природного газа после того, как в 2013 году были прекращены поставки газа из Египта в связи с серией террористических атак, направленных на уничтожение трубопровода, по которому в королевство поступал дешевый газ. Это привело к тому, что на протяжении нескольких лет Иордании пришлось полагаться на дорогостоящую тяжелую нефть до того, как был построен газовый терминал в Акабе и начался импорт сжиженного газа.

В Иордании, которая удовлетворяет за счет импорта около 95 % своих энергетических потребностей, спрос на электроэнергию ежегодно увеличивается на 6 – 7%.

Активисты BDS (антиизраильского движения «бойкот, изоляция и санкции») призвали иорданцев не продавать свои земельные участки правительству в рамках плана строительства газопровода, однако на протяжении последних лет протесты и различные антиизраильские акции не повлияли на соглашение о покупке израильского природного газа.

Согласно сделке между Иорданией и Noble Energy, газ из Израиля в Иорданию будет поставляться по трубопроводу. Сделка 2016 года была подписана между Национальной энергетической компанией Иордании и Noble Energy, которая расположена в Хьюстоне и имеет наибольшую долю в израильском средиземноморском газовом месторождении «Левиафан». Тогда правительство Иордании заявило, что планирует закупать 7 – 8.5 млн  куб. м природного газа в день у Noble Energy, что, как ожидается, позволит сэкономить около 700 млн динаров (около 1 млрд долларов США) ежегодно от расходов страны на производство электроэнергии.

В июле 2018 года правительство заявило, что в настоящее время ведется работа по строительству 65-километрового трубопровода для перекачки природного газа из Израиля в Иорданию стоимостью в 10 млрд долларов на 15 лет, при этом ожидается, что поставки начнутся в 2020 году. Трубопровод, после завершения его строительства, будет подключен к газопроводу в специальной экономической зоне Мафрак, а затем газ будет поступать на электростанции страны для выработки электроэнергии. С израильской стороны также продолжается работа по строительству газопровода для транспортировки газа в Иорданию.

По оценкам израильских экспертов развитие крупнейшего  газового месторождения «Левиафан» на шельфе Средиземного моря недалеко от границы с Ливаном зависело от единственного стратегического газового соглашения – с Иорданией. Особенно так было в условиях, когда израильский рынок был уже насыщен, сделка с Египтом еще не была заключена, а отношения с Турцией не позволяли об этом даже и думать. Продажа газа в Грецию и Италию расценивалась в качестве хорошей идеи, которая может быть реализована в мире более высоких цен. С самого начала наивно было предполагать о том, что газовый контракт с Иорданией может быть подписан без заключения политического соглашения, в котором правительство Израиля принимало бы риски на себя[iv] [4].

Напомним, что официальные отношения между Израилем и ИХК  ухудшились после инцидента в июле 2017 года с участием охранника  израильского посольства в Аммане,  который в страхе застрелил не только напавшего на него молодого человека, но и ни в чем неповинного хозяина квартиры. Тогда израильское руководство отказалось удовлетворить требование Иордании допросить охранника на территории посольства. В Иерусалиме решили вступить в тайные переговоры с руководством Иордании, в результате которых израильский дипперсонал из Аммана эвакуировали в обмен на демонтаж металлодетекторов, установленных накануне при входах на Храмовую гору в Иерусалиме. Израиль тогда потерпел «позорное политическое поражение»[v] [5].

[i] [6]                      С излишним финансированием и с плохим управлением: почему экономика Иордании борется? // The National Interest. 17.09.2018. URL: https://nationalinterest.org/blog/middle-east-watch/overfunded-and-under-governed-why-jordans-economy-struggling-31457?page=0%2C1 [7] (на англ. яз.)

[ii] [8]                     Почему Израиль не дал Иордании денег // Вести. Израиль. 15.06.2018. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5285665,00.html

[iii] [9]                   «Иордания не будет хранить израильский газ» // The Jordan Times. 19.09.2018. URL: http://jordantimes.com/news/local/%E2%80%98jordan-will-not-be-storing-israeli-gas%E2%80%99 [10] (на англ. яз.)

[iv] [11]                    Noble Energy струсила? // The Globes. 22.02.2017. https://en.globes.co.il/en/article-is-noble-energy-getting-cold-feet-1001178082 [12] (на иврите)

[v] [13]                     Постыдная сделка: как Иордания обошлась с Израилем в инциденте с охранником // Вести. Израиль. 27.07.2017. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4995136,00.html