- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ближневосточная политика России в оценке иранских экспертов. Часть 2

Сторонником укрепления стратегического партнерства России и  ИРИ является другой иранский политолог, исследователь проблем Евразии Саид Ахмад Хоссейни. Он опубликовал на сайте «Дипломасийе ирани» статью, где занимается исследованием возрождения политической и военной мощи России после поражения СССР в холодной войне, которая называется «Стратегия России, чтобы воскреснуть вновь». В ней иранский эксперт кратко анализирует периоды новейшей истории России после краха СССР. По его мнению, распад СССР стал небывалым ударом не только по экономике и политике России, но и по ее народу, деморализовав ее широкие слои.  Эта катастрофа была вызвана тем, что СССР, вырвавшись вперед в военной и политической сферах, обращал мало внимания на экономику. Советское руководство допустило падение жизненного уровня большинства своих граждан. Тем не менее, по мнению иранского исследователя, после избавления России от груза великодержавности, жизнь лучше не стала. Наступившие в стране анархия и разграбление экономики вызвали фрустрацию и упадок самооценки у россиян.

В то же время не удалось осуществить мечту российских либералов – войти в состав коллективного Запада. Несмотря на то, что тогдашнее российское правительство делало США и Европе все больше уступок, они не удовлетворялись этим и требовали полностью подчинить своим интересам политику России. Вторым этапом стало пробуждение общественного сознания – появление течения евразийцев и их доктрины с лозунгом развития сотрудничества РФ не только с Западом, но и с  Востоком (1).

Третьим этапом стал приход к власти в России Владимира Путина в 2000 году. Автор статьи оговаривается, что если не Путин, то другой правитель России вынужден был бы восстанавливать ее субъектность. Возвращение России к статусу великой державы было необходимо для того, чтобы предотвратить еще большую катастрофу, тем более что Россия впервые за много лет столкнулась с сепаратизмом на Северном Кавказе. Для того, чтобы вернуть стране былой экономический потенциал, президент В.В. Путин пошел на частичную национализацию нефтяного и газового сектора. При этом, по мнению иранского политолога, российские руководители понимали, что целью Запада в долгосрочном плане является установление доминирования именно над этим сектором, как было в Ираке и в Ливии (2).

Этот  же автор опубликовал позже статью под названием «Напряженность в отношениях между Ираном и Россией – цель наших врагов». В ней он пишет о важности России и российской политики для Ирана по трем причинам. Во-первых, Россия является членом Совета Безопасности ООН и обладает ядерным арсеналом, что делает эту страну сверхдержавой. В то же время она проводит независимую от США политику. Во-вторых, Россия, как и Иран обладает большим нефтегазовым экспортным потенциалом и является мировой энергетической державой. В-третьих, Россия является непосредственным соседом Ирана, что делает чрезвычайно важным и перспективным взаимодействие с ней в вопросах Каспия, Центральной Азии и Кавказа (3).

Иранский исследователь проблем Среднего Востока Пирмахмуд Моллазахи отмечает необходимость российско-иранского сотрудничества не только по Сирии, но и по Афганистану. В этой связи он упомянул отложенную на неопределенный срок московскую конференцию по проблемам Афганистана, которая должна была состояться 4 сентября с.г. По убеждению П.Моллазахи, проблема Афганистана в настоящее время актуальна для внешней политики РФ. Это вызвано тем, что после разгрома «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и в Ираке часть его боевиков может переместиться на афганскую территорию, а далее – на земли российских союзников по ОДКБ в Центральной Азии.

На данной конференции должны были встретиться представители афганского правительства и движения «Талибан». Правительство Афганистана отказалось направить свою делегацию на данный форум. В то же время в ней отказались участвовать и  США. Вашингтон, по мнению автора, явно взял курс на изоляцию Москвы от участия в решении афганского кризиса.

Это подтверждает назначение спецпредставителем президента США по Афганистану Залмая Халилзада, бывшего посла США в период администрации Джорджа Буша-младшего и представителя неоконсерваторов. З.Халилзад является убежденным русофобом. Одновременно США, учитывая нынешний антииранский настрой, постараются вытеснить из процесса афганского урегулирования и Тегеран (4). Таким образом, если перед Ираном стоит выбор, в каком процессе переговоров афганского правительства с талибами участвовать, вашингтонском или московском, нужно сделать выбор в пользу Москвы. При этом П.Моллазахи оговаривается, что репутация России в Афганистане по причине советской оккупации этой страны в 1980-е годы находится на довольно низком уровне.

В своем интервью эксперт коснулся и предстоящих в октябре с.г. парламентских выборов в Афганистане, если они не будут снова перенесены. По его мнению, в случае этих выборов, возможно изменение баланса сил между сторонниками Ашрафа Гани и Абдуллы Абдуллы в новом правительстве. При этом он упоминает таких авторитетных политиков как Абдул Рашид Дустум, Мохаммад Атта, Мохаммад Мохаккик, Салахуддин Раббани, недовольных правлением А.Гани.  По мнению иранского политолога, Афганистану необходимы реформы, такие как смена президентского правления парламентским, легализация Лойя джирги, предоставление больших полномочий регионам. Скорее всего, афганские власти сорвут эти выборов, чтобы не проводить в дальнейшем политические реформы, угрожающие их положению (5).

Исследователь проблем Ближнего Востока Шуэйб Бахман посвятил свое интервью политике России по отношению к Йемену. Оно называется «Нестабильность в Баб эль-Мандебском проливе – к выгоде России». По мнению иранского ученого, Москва с начала конфликта в Йемене придерживалась нейтральной позиции. Она сохраняла отношения со всеми сторонами конфликта: бывшим президентом А.А.Салехом, хоуситами и правительством президента А.М.Хади. Это связано с тем, что СССР поддерживал союзнические отношения с Южным Йеменом, фактически бывшим его клиентским государством. Тот же Абд Раббо Мансур Хади в свое время учился в советской военной академии. Россия заняла нейтральную позицию в Совете Безопасности ООН и не стала осуждать саудовскую агрессию.

В то же время, по мнению Ш.Бахмана, необходимо отличать декларативную позицию России от действительной, реальной. Конфликт в Йемене и его затягивание выгодны для России. Во-первых, по причине того, что йеменская война отвлекает Саудовскую Аравию от Сирии. До начала конфликта в Йемене Эр-Рияд оказывал значительную финансовую, политическую и военную помощь сирийским джихадистам. В то же время, по мере «увязания» в йеменском конфликте саудовцы оказывали сирийскому конфликту все меньше внимания, он отходил для них на второй план. Во-вторых, для России выгодно поддерживать напряженность в Баб эль-Мандебском проливе, так как это создает дополнительные риски для  экспорта нефти и повышает мировые цены на нее (6).

Отвечая на вопрос о совпадении интересов России и Ирана на Ближнем Востоке, Бахман отметил, что Россия, конечно, не является участником «оси сопротивления», но при этом на данном этапе геополитические интересы двух государств во многом совпадают, в частности, в Сирии. Москва понимает, каким весом пользуется ИРИ в Багдаде, Дамаске, Бейруте и Сане, и будет им пользоваться для того, чтобы подобрать ключи к этим столицам.

Как видно из вышеприведенных тезисов иранских экспертов, в Иране внимательно следят за развитием российской внешней политики, придавая Москве значение как одному из ведущих внешнеполитических партнеров Ирана. При этом, несмотря на различия в политических взглядах никто из иранских политологов не отрицает необходимость тесного взаимодействия с Москвой. Большая часть исследователей склоняется к тому, что РФ может быть важным стратегическим партнером Ирана, если не во всех, то в большей части интересующих обе стороны вопросах. Другие полагают, что подход России к Ирану является ситуативным. В то же время никто не сомневается, что в нынешних условиях попыток изоляции России и Ирана со стороны Запада двум странам необходимо поддерживать более тесные экономические отношения и укреплять сотрудничество по широкому кругу вопросов.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1977600 [1]
  2. Там же
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1979010/
  4. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1978708 [2]
  5. Там же
  6. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1978225