- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии антииранских санкций США на нефтяной рынок

Соединенные Штаты, прежде чем возобновить 4 ноября энергетические санкции в отношении Ирана, удостоверятся в том, что на рынке достаточно нефти. Об этом заявил во вторник на брифинге для журналистов спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук. «Прежде чем возобновить санкции, мы убедимся, что предложение на рынке нефти является достаточным», — цитирует Хука агентство Рейтер. В мае президент США Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — сделки, которая ограничивает ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену соответствующих санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных США и ЕС. В начале июля Брайан Хук объявил, что США намерены сократить до нуля нефтяные доходы Ирана с помощью энергетических санкций, которые, по его словам, будут возобновлены 4 ноября. Как мы уже сообщали ранее, обнулить нефтяные доходы Ирана у американцев не получится. В лучшем для них случае после введения санкций в ноябре экспорт иранских углеводородов сократится наполовину. Но то, что Б.Хук начал давать оговорки в пользу «исключения из правил» говорит о том, что Вашингтон пока не может добиться необходимого для введения санкций (то есть вывода из мирового оборота иранского объема углеводородов) баланса спроса и предложения на мировом рынке нефти. Это лишний раз подтверждает лишь то, что решение о введении санкций против Ирана было плохо просчитано американской администрацией. Они ошиблись, как минимум, в двух основных вещах: способности КСА долгосрочно нарастить добычу в необходимых масштабах и последствия для мирового экспорта нефти в связи с ситуацией в Венесуэле и Ливии. Как следствие — резкий рост мировых цен на углеводороды, что бьет в первую очередь по американским потребителям, в том числе и в рамках роста розничных цен на бензин. При этом все призывы американского президента Д.Трампа к КСА и остальным членам ОПЕК  повысить уровень добычи с целью снижения цен пока не срабатывают. Саудовская Аравия считает приемлемой цену на нефть выше 80 долларов за баррель, пишет 18 сентября агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с политикой королевства. «Саудовскую Аравию сейчас устраивает повышение цены нефти Brent выше 80 долларов за баррель, по крайней мере в краткосрочной перспективе, на фоне коррекции мировых рынков после потери поставок из Ирана из-за санкций США», — приводит агентство слова своих собеседников. Источники Bloomberg добавили, что в прошедшие недели официальные лица королевства, включая министра энергетики Саудовской Аравии Халеда аль-Фалеха, провели ряд встреч с инвесторами и трейдерами, на которых обсуждалась динамика нефтяного рынка. В ходе этих встреч саудовская сторона отмечала, что королевство больше не может удерживать цену нефти ниже уровня в 80 долларов. Власти Саудовской Аравии не ответили на запросы Bloomberg, так как официальное подтверждение таких сообщений идет в серьезное противоречие с требованиями США.  Саудовская Аравия в долгосрочной перспективе не сможет обеспечивать прежний спрос на свою качественную нефть на фоне сокращения поставок углеводородного сырья из Ирана после заявления президента США Дональда Трампа о введении санкций против этой страны — третьего производителя нефти в ОПЕК. Это приведет к скачку цен на нефть выше 80 долларов за баррель, сообщила в пятницу со ссылкой на собственные источники американская газета «Уолл-стрит джорнэл». По ее данным, национальная нефтяная компания Saudi Aramco уже предупреждает потенциальных покупателей о том, что в октябре сможет поставлять нефть в ограниченном объеме. Это обусловлено тем, что компания недооценила потенциал роста спроса на углеводородное сырье в преддверии введения новых санкций против Тегерана (не только: есть проблемы с производственными мощностями и возможностью кратного увеличения отгрузки). В долгосрочной перспективе Saudi Aramco все равно не сможет удовлетворять спрос на прежнем уровне, в условиях прекращения поставок из Ирана, пояснили источники издания. Трейдеры, к которым газета обратилась за справкой, прогнозируют рост цен на нефть в мире до 90-100 долларов за баррель. Это в свою очередь бумерангом ударит по США посредством повышения внутренних розничных цен на продукты переработки нефти, приводит издание мнение одного из участников торгов. В этой связи отметим два момента.

  1. Трейдеры обычно искусственно завышают или занижают предполагаемую стоимость нефти в зависимости от своих биржевых игр. Но в данном случае важна тенденция: они играют на повышение, то есть ситуация с дефицитом нефти имеет место быть.
  2. Заявление Б.Хука свидетельствует о том, что такое положение дел в области нефтедобычи у Саудовской Аравии присутствует.

Тегеран намерен наложить вето на любое решение ОПЕК на заседании в Алжире, если оно будет угрожать интересам Ирана, заявил в пятницу министр нефти страны Бижан Намдар Зангане. Иран не входит в состав мониторингового комитета ОПЕК+ (JMMC), в котором заседают шесть стран под председательством России и Саудовской Аравии. Однако Иран является членом ОПЕК, одним из основателей картеля и третьим по величине производителем нефти в организации. Напомним, что заседание мониторингового комитета состоялось в Алжире 23 сентября. Министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех говорил ранее, что JMMC наделен функцией рекомендовать членам соглашения принимать необходимые для балансировки рынка решения. В комитет входят шесть стран, включая Россию, Саудовскую Аравию, Кувейт, Венесуэлу, Оман и Алжир. Сразу скажем, что иранец выдал предупредительный информационный залп больше для порядка. Дело в том, что комитет изначально и не планировал принимать каких-то мер по повышению уровня добычи. И эти договоренности были достигнуты на предварительных переговорах между министрами нефти РФ и КСА. В данном случае интересно и знаменательно то, что члены ОПЕК фактически проигнорировали требования Трампа. Но еще более важно то, что, вводя санкции против Ирана, Вашингтон совершенно не просчитал вариант того, что без участия Москвы в рамках наращивания объемов добычи нефти, вся их комбинация не работает. То есть, случилось ровно то, о чем мы сообщали ранее: нельзя воевать сразу и со всеми в условиях глобальной экономики, где все взаимосвязано. Также невозможно одновременно ввести санкции против двух (Россия и Иран) из трех основных экспортеров нефти. Плюс ко всему американцы явно переоценили степень своего влияния на Эр-Ряид, полагая, что Саудовская Аравия будет наращивать объемы добычи себе в ущерб. При этом вопрос безоглядного повышения уровня добычи несет в себе риски разбалансировки рынка и падения уровня нефтяных доходов в бюджет королевства. А именно преодоление дефицита бюджета является сейчас одним из главных вопросов для наследного принца Мухаммеда бен Сальмана с точки зрения обеспечения бесконфликтного и не омраченного социальными волнениями своего  прихода на трон короля. Отсюда и очень практичная позиция Эр-Рияда в рамках выполнения «хотелок» Д.Трампа.

К этому надо прибавить и то, что Брюссель начинает вводить свои конкретные контрмеры в рамках сохранения СВПД. По итогам состоявшейся в понедельник в Нью-Йорке министерской встречи стран — участниц СВПД по иранской ядерной программе Федерика Могерини подчеркнула важность создания специального механизма для расчетов с Ираном в обход возобновляемых американских санкций. По ее словам, решение о создании такого механизма на уровне стран Евросоюза уже принято с тем, чтобы к его работе затем могли присоединиться и остальные государства. Рискнем предположить, что таким приглашением не преминут воспользоваться Россия, КНР и Индия. Американцы в этой связи постарались сразу же дезавуировать это решение ЕС, которое идет вразрез с их политикой. Специальный механизм для расчетов с Ираном в обход возобновляемых американских санкций, решение о создании которого приняли страны — участницы Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), не способен помешать политике Вашингтона в отношении Тегерана и не рассматривается в США в качестве значимого фактора. Об этом заявил во вторник 25 сентября на брифинге для журналистов спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук. «Он [механизм для расчетов с Ираном] не способен подорвать их [санкции США]», — сказал он, добавив, что средства, которые будут поступать в Тегеран по этой схеме, будут крайне малы. «Все крупнейшие корпорации приняли решение уйти с иранского рынка», — подчеркнул Хук. «У компаний есть выбор — вести бизнес либо с Ираном, либо с США. Очень немногие выберут Иран, и это просто экономическая реальность», — утверждал он. «Не стоит преувеличивать значимость [механизма для расчетов с Ираном]. Конечно, [верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности] Федерика Могерини может говорить об этом, но мы просто не рассматриваем это в качестве важного фактора», — заявил спецпредставитель США по Ирану. В речах Б.Хука есть резон с точки зрения ухода ряда крупных европейских корпораций. Но он является «говорящей головой», которая просто озвучивает позицию администрации и Госдепартамента США. При этом отметим, что, как мы уже убедились, ряд его ранних заявлений уже вошли в противоречие с действительностью. Вот и сейчас он забыл упомянуть о том, что тех же французов на месторождении «Южный Пар»с очень оперативно заменили китайцы.  Совершенно иная позиция по этому вопросу у госсекретаря США. Госсекретарь США Майкл Помпео, выступая на конференции лоббистской НКО «Объединение против ядерного Ирана» (United Against Nuclear Iran), заявил, что Соединенные Штаты обеспокоены и глубоко разочарованы подобным решением стран-участниц СВПД. По его словам, это одна из самых контрпродуктивных для регионального и глобального мира и безопасности мер, которые можно себе представить, и подобный шаг лишь способствует укреплению позиций Ирана. Его обеспокоенность понятна. Таким образом европейцы создают очень опасный для американцев механизм вывода расчетов с Ираном на евро. И это в первую очередь будет касаться расчетов за углеводороды, которые будут покупать средние и мелкие трейдеры, специально создаваемые для таких целей. По крайней мере, активность по созданию таких фирм уже отмечена в той же Великобритании. Если к услугам по расчетам через этот механизм присоединятся и другие крупные игроки типа Индии, Турции или Малайзии, то возникает реальная опасность американскому доллару, как главному средству расчетов в рамках сделок с углеводородами. И этот процесс фактически запустили сами США своим выходом из СВПД и началом торговой войны практически против всего мира. Европейцы пока четко обозначили пунктиром такой сценарий, явно исходя из того, что Вашингтон имеет ввиду распространение своих санкций еще и на экспорт иранского газа. При этом ЕС является серьезным покупателем этого сырья. Как и Анкара, которая прекращать свои торговые операции с Тегераном не собирается. Турция не планирует прекращать импорт газа из Ирана из-за санкционной политики США в отношении Тегерана. Такую позицию Анкары озвучил в среду в интервью агентству Рейтер президент Турции Р.Т.Эрдоган. «Ранее и в период Барака Обамы (экс-президент США — прим. ТАСС) были подобные ситуации [с иранским газом]. Но если мы не сможем его импортировать, чем я обогрею наш народ зимой? Сейчас 50% газа мы покупаем у России, остальной объем — у Азербайджана, Ирана, Ирака и иногда Алжира», — сказал Эрдоган, отвечая на вопрос о возможном расширении санкций США на весь спектр иранских углеводородов. Видео-версию его интервью разместил на своем сайте телеканал «Хабер тюрк».  Турецкий президент указал, что в вопросах закупки топлива его страна «будет действовать в соответствии с внутренними потребностями». «Уж не обессудьте, мы будем действовать, ставя во главу интересы нашего народа», — добавил Эрдоган.

Еще одним серьезным негативным моментом для Вашингтона является позиция Индии по этому вопросу.  Эти разногласия были основными в рамках прошедшего на этой неделе американо-индийского диалога в формат «два на два» с участием министров обороны и иностранных дел.    Отвечая на вопрос, могла ли на индийско-американской встрече идти речь об иранской нефти, известный индийский эксперт, вице-президент исследовательского фонда Observer («Обсервер») Нандан Унникришнан сказал: «Я полагаю, что стороны обсуждали этот вопрос — Индия и США ищут компромисс по этой проблеме. Позиция Индии может состоять в том, что она снизит закупки иранской нефти, но не готова полностью отказаться от нее. И недавнее решение правительства Индии позволить индийским нефтеперерабатывающим компаниям использовать иранские танкеры для доставки нефти, чтобы продолжать получать сырую нефть из Ирана, свидетельствует об этом», — добавил эксперт. «Нужно иметь ввиду, что Индия намерена использовать Иран для транзита в Афганистан, Среднюю Азию и даже в Россию и в Европу — я говорю в том числе и о маршруте «Север — Юг». Иран имеет стратегическое значение для Индии», — отметил Унникришнан. В этой связи отметим очень важный и принципиальный пункт такой стратегии Нью-Дели. Открытие 3 декабря 2017 года президентом Ирана Хасаном Роухани порта Чабахар в Иране, расположенного недалеко от границы с Пакистаном, стоимостью 1 млрд долларов,  подчеркнуло укрепление отношений между Индией и Ираном на  стратегическом уровне. В этот проект очень серьезно вложились индийские бизнесмены при поддержке Нью-Дели, который рассматривает его как альтернативу китайско-пакистанскому «Новому шелковому пути». Проект Чабахар находится на личном контроле премьер-министра Индии Нарендра Моди. В частности, с его подачи в проект с точки зрения инвестиций в контейнерные терминалы активно вошел близкий к нему крупный индийский бизнесмен Гаутам Адани, который возглавляет ADANI Group — холдинг, который работает с крупными западными компаниями в оборонной и других областях. В данном случае к стратегическим национальным интересам Индии прибавляется и личный интерес индийского премьера и его окружения. При этом Вашингтон имеет очень лимитированный объем инструментов для влияния на Нью-Дели. Ввод любых санкционных мер автоматически поставит под удар многомиллиардные контракты американского ВПК на индийском рынке и резко увеличит реальность покупки Нью-Дели российских комплексов С-400. В случае такого сценария Вашингтон к тому же теряет один из самых главных своих компонентов в рамках новой концепции по Афганистану, который он отводил именно Индии, как главному противовесу пакистанскому влиянию.

Все эти моменты, повторим, были очень плохо просчитаны Вашингтоном при принятии решения по выходу из СВПД и возобновления режима антииранских санкций. В этой связи ряд осведомленных экспертов полагают, что в настоящее время идет очень серьезная борьба между различными представителями администрации президента США. Прежде всего с точки зрения объема этих санкций и исключений из них для отдельных стран. И в данном случае Пентагон, как ни странно, выступает именно за очень дифференцированный подход к теме санкций. За ним стоят серьезные фигуры из ВПК, которые не хотят ставит свои контракты под угрозу. О серьезных рисках для внутренней экономики США говорят и в экономическом блоке. Все это не значит, что Вашингтон откажется от своих санкционных планов, но их конкретика  безусловно будет еще уточняться и корректироваться.