- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О статье президента Турции Р.Т.Эрдогана в немецкой газете Frankfurter Allgemeine

27 сентября в известном немецком издании Frankfurter Allgemeine президент Турции Р.Т.Эрдоган опубликовал статью под своим именем — под заголовком «Ожидания от Германии».

Статья эта вышла накануне его визита в Германию и встречи с канцлером А.Меркель. Сразу заметим, что уже становится доброй традицией для президента Турции публиковать статьи в зарубежных изданиях – в США (Wall Street Journal), в России («Коммерсантъ») и теперь в Германии. Констатируем как факт, что турецкий президент возвёл публикацию своих статей во влиятельных зарубежных изданиях в разряд системы, по-видимому, способствующей донесению своей позиции до определенного среза, в зависимости от конкретного издания и его читающей аудитории.

Итак, каковы же ожидания Турции от Германии, которая первая посчитала необходимой транслировать второй накануне переговоров между главами двух государств?

Свою главную мысль турецкий президента сформулировал уже в самом начале материала: «Тот факт, что Федеративная Республика Германии и Турция открывают новую страницу в двусторонних отношениях, чтобы отложить свои разногласия и сосредоточиться на их общих интересах, имеет решающее значение для обеих сторон ввиду недавних драматических глобальных событий. Тем более, что оба государства сталкиваются с террористической угрозой, вопросом миграции и беженцев, а также возрождением меркантилизма перед общими вызовами и угрозами».

Далее турецкий президент пишет «Турция желает развивать отношения с Германией, а также с другими государствами на равной основе и на основе взаимного уважения», предлагая немецкой стороне «сосредоточиться на общих интересах, общих вызовах и общих угрозах».

И так логически вытекает из композиции статьи, что первой угрозой миру, по версии турецкого президента, является современная политика США. Именно об американцах — следующий тезис Р.Т.Эрдогана. Процитируем его полностью:

«В частности, нынешний, односторонний и безответственный подход правительства США все больше и больше заставляет наш мир превращаться в площадку беспощадной коммерческой войны, которая вредит всем вовлеченным. Германия, как глобальное торговое государство, и Турция, которая приняла ориентированную на экспорт модель роста своей экономики, призваны объединить свои силы с другими ответственными государствами для запуска многообещающих шагов по защите всех государств, в целях предотвращения таких разрушительных торговых конфликтов».

Турция продвигает свой, ставший уже довольно «зацитированным» тезис о том, что «Мир больше чем пятерка!» (постоянных членов СБ ООН – В.К.), говоря о необходимости реформирования Совета Безопасности в части расширения состава его участников. Сирийская гражданская война дала очередной повод турецкому президенту заявить о неэффективности СБ ООН в нынешней обстановке:

«Эскалацией террора и потоками беженцев, которые возникли во время гражданской войны в Сирии, соседние с Сирией государства, а затем и европейские страны, заплатили очень высокую цену за недееспособность Совета Безопасности ООН».

И плавно вытекает из сирийского досье вопрос роста числа и влияния правых экстремистских партий и групп, «использующих террористические атаки и кризис беженцев в своих политических целях», по всей Европе. Правый радикализм называется турецким президентом «самой большой угрозой для либерально-демократического порядка Европейского союза и его идеала мирного сосуществования разных культур и религий». Разумеется, речь идет, в первую очередь, о нападках на мусульман и о так называемой «исламофобии». Примером возможных последствий для турецкого президента стал А.Брейвик, который с одинаковой ненавистью относится как к мусульманам, так и представителям других вероисповеданий.

Здесь турецкий президент подчеркивает тот очевидный вклад, который Турция внесла в обеспечение безопасности Германии и Европы, приняв на своей территории 3,9 млн беженцев. По словам турецкого президента, в период с 2011 по 2017 г., на территории Турции родилось 276 158 сирийских детей. Впрочем, турецкий президент отдал должное и Германии, признав, что страна разместила у себя 1,3 млн беженцев, в то время как «многие европейские государства отказываются принимать несколько тысяч человек в течение многих лет».

Говоря о Сирии, президент Р.Т.Эрдоган отметил ответственный подход Турции к глобальному кризису. Результатом же стало достигнутое Турцией с Россией соглашение по Идлибу в то время, когда «весь миру уже потерял надежду». И здесь турецкий президент говорит об ожиданиях от своих европейских партнеров в части проявления последними большей ответственности (разумеется, в части финансового вклада в турецкие расходы на содержание беженцев на своей территории – В.К.).

Следующим вопросом турецкого президента стал терроризм, с которым Турция борется на всех фронтах, включая ИГ («Исламское государство», запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), «Аль-Каиду» (запрещена в России), РПК, террористическую организацию ФЕТО и т.д. С целью чего, Турция провела две операции — «Щит Евфрата» против ИГ и «Оливковую ветвь» против РПК. От Германии Турция в этом смысле, как следует из слов турецкого президента, ждет мер в отношении действующих на её территории РПК, ФЕТО и леворадикальной Революционной народно-освободительной партии. ФЕТО названа турецким президентом «новым типом террористической организации», которая проводит стратегию по «адаптации и инфильтрации». Упомянутые группировки саботируют, по словам турецкого президента, двусторонние отношения. А, с другой стороны, возможностью для лучшего понимания друг друга является турецкая диаспора, проживающая в Германии, чья деятельность «прозрачна и открыта» и «не представляет никакой угрозы для Германии».

Какие возможности перечисляются турецким президентом для двусторонних отношений? — Перечислим их списком: туризм, возобновляемая энергетика, включая ветроустановки и солнечные батареи, инфраструктура и автомобильная промышленность. Как заявил турецкий президент «Мы преследуем цель увеличения количества немецких компаний, инвестирующих в эти и другие сектора, а также расширения наших взаимных торговых и экономических отношений». И заключил: «Давайте увеличим нашу взаимную выгоду и уменьшим наши проблемы для процветания и будущего народов обеих стран».

Итак, прокомментируем статью турецкого президента.

Свое желание вновь вернуть в свою повестку дня европейское измерение, заметим — именно турецкое, а не немецкое, желание, руководство Турции обозначает в качестве «открытия новой страницы» в отношениях, то есть шага, исходящего от обеих сторон. Но сразу стоит оговориться, что желание это возникло после того, как Турция, в том числе и своими собственными руками, сожгла европейские мосты, и зашла в тупик в отношениях с США. Введение последними санкций в отношении Турции и разразившийся экономический кризис заставили страну вновь обратиться в сторону всех возможных в этой ситуации партнёров, включая, разумеется, и Европу. При этом, протесты последней по поводу американской политики – от Ирана до экономического протекционизма – были преподнесены в Турции как свидетельство того, чт Турция и Европа оказались буквально «в одной лодке». Здесь надо возразить, что «не оказались». Просто по одному из важных для обеих сторон вопросов их позиции оказались совпавшими.

Понятно, что Турции нужна поддержка немецкого государства и немецкого бизнеса в условиях, когда стране нужно привлекать заемные средства и инвестиции в свою экономику, а кредитные рейтинги западных агентств, помноженные на американские санкции, существенно сузили её пространство для маневра. Однако, вопрос заключается в том, насколько Анкаре удастся убедить немецких партнёров в запасе прочности турецкой экономики и предсказуемости турецкой политики, которая к настоящему времени совершила уже огромное число разворотов как в сторону Европы, так и от неё.