- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов усилий ВС США по поддержанию боеготовности авиационных подразделений ВС Исламской Республики Афганистан

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» отмечают, что после вывода воинского контингента СССР из Афганистана в этом мусульманском государстве остались национальные ВВС, которые располагали такими боевыми самолетами как Су-7, Су-17, Су-20, МиГ-19, МиГ-21, а также вертолетами Ми-8 и Ми-24. Однако по мере перехода ключевых городов с аэродромами и аэропортами под контроль талибов ВВС Афганистана прекратили свое существование.

На протяжении первых шести лет операции ВС США и НАТО Enduring Freedom, американские и западные военные практически не рассматривали возможность использования афганцев в качестве пилотов самолетов и вертолетов, однако по мере повышения затрат на борьбу с движением «Талибан» у командования ВС США в Афганистане и руководства НАТО сформировалось понимание, что для обеспечения деятельности афганских подразделений и выполнения второстепенных гуманитарных задач вполне возможно задействовать пилотов из числа афганцев, которые будут подготовлены к пилотированию нескольких видов летательных аппаратов.

 

Подготовка летного и инженерного состава

В целях формирования транспортных авиационных подразделений, укомплектованных афганцами, было создано Учебное командование ВВС Афганистан-НАТО (англ. аббревиатура NATC-A), которое непосредственно подчинено авиационному командованию Международных сил по поддержанию безопасности (англ. аббревиатура CAPTF).

Подготовка афганских специалистов – летного и инженерного состава была начата в июле 2009 г. с проведения курса усиленной языковой подготовки на базе Института иностранных языков МО США в Сан-Антонио. Знание английского языка является обязательным условием для пилотов ВВС Афганистана вне зависимости от типа летательного аппарата, однако наибольший объем занятий отведен для будущих пилотов военно-транспортных самолетов С-27, вертолетов MD-530 Kiowa Warrior, UH-60A  Black Hawk и легких штурмовиков А-29 Super Tucano.

В настоящее время ВВС Афганистана структурно поделены на четыре крыла (по образу ВВС США) и распределены между авиационными базами в Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Шинданде. Кроме того, для взлета и посадки пригодны полосы на аэродромах вблизи городов Герат и Гардез. В распоряжении афганских летчиков находится 217 летательных аппаратов различных типов. Общая численность  ВВС ИРА оценивается в 6800 военнослужащих.

 

Транспортная авиация

По данным китайского издания, в настоящее время самым большим транспортным самолетом ВВС Афганистана являются турбовинтовые Ан-32, которые практически каждый день выполняют полеты для перевозки личного состава и вооружения. Также эти самолеты периодически обеспечивают перевозку раненых в национальный военный госпиталь Афганистана в Кабуле.

Вторым по численности типом летательного аппарата на протяжении значительного периода времени являлись российские транспортные вертолеты Ми-17 (всего официальный Вашингтон приобрел 78 таких винтокрылых машин), которые применяли как для выполнения военных задач, так и для обеспечения проведения национальных выборов. Основная причина выхода Ми-17 из строя и крушений является низкая квалификация технического персонала и недостаток сменно-запасных частей.

В целях обеспечения готовности транспортных авиационных подразделений военно-политическое руководство США санкционировало поставку в Афганистан 159 вертолетов UH-60A и к настоящему моменту в Кабул доставлено две машины, на которых будут проходить переподготовку пилоты Ми-17. По словам представителей ВВС США, для переучивания квалифицированного пилота на американский вертолет необходимо всего 12 часов, тогда как для подготовки летчика «с нуля» необходимо от 9 до 13 месяцев.

С учетом того, что в 2019 г. оставшиеся Ми-17 будут сняты с вооружения, то афганские военные окажутся в очень сложном положении, поскольку им необходимы винтокрылые машины для оперативного перемещения сил специального назначения, которые насчитывают 17000 военнослужащих (выполняют 70% от всего объема боевых задач). Для сравнения общая численность ВС Исламской Республики Афганистан достигает 300 000 в/с.

Китайские специалисты отмечают, что даже при своевременном финансировании поставки UH-60A в Афганистан за оставшиеся три месяца 2018 г. и за 2019 г. официальный Кабул сможет получить только 53 винтокрылых машины.

 

Поддержка с воздуха

По данным китайских источников, основу подразделений легкой авиационной поддержки Сил специального назначения в условиях непосредственного огневого контакта составляют 27 легких вертолетов MD-530 Kiowa Warrior и одномоторные  турбовинтовые легкие штурмовики А-29 Super Tucano. В отношении винтокрылых машин известно, что они могут быть оснащены пулеметами калибра 12,7 мм, пусковыми установками неуправляемых авиационных ракет калибра 2,57 дюйма.

В пассажирской компоновке один такой вертолет может доставить четырех военнослужащих с легким стрелковым вооружением или эвакуировать двух раненных, при этом трансформации не требуется, т.к. посадочные места для десанта выполняют роль носилок. Основным недостатком вертолетов MD-530 является отсутствие брони и уязвимость при обстреле из пулеметов калибра 14,5 мм, которые традиционно используют боевики движения «Талибан» и других группировок.

Очевидно, что серьезным дополнением к MD-530 являются более скоростные самолеты непосредственной огневой поддержки А-29В (они же бразильские ЕМВ-314), которые оснащены турбированным двигателем РТ6А-68С (мощность 1200 кВт), обеспечивающим крейсерскую скорость 540 км/ч, максимальную дальность полета без дозаправки (при установке подвесного топливного бака)  в 2855 км, т.е. продолжительность воздушного патрулирования может достигать 8 часов.

Следует отметить, что мощный двигатель в сочетании с алюминиевым тяговым винтом и прямым крылом средней площади позволяют пилоту достаточно быстро набрать скорость, высоту и выполнить уход из под зенитного обстрела. По данным китайских источников, корпус А-29 в базовой комплектации выполнен из кевларового волокна, что обеспечило достаточно высокий ресурс от 12000 до 18000 часов полетов. В версии  для Афганистана конструкторы добавляют накладные бронепанели, защищающие летчика и штурмана-оператора. Кроме того, самолеты оснащают системами радиоэлектронной борьбы и обнаружения радиолокационного облучения.

В отношении вооружения данных самолетов известно, что в крыльях установлено два пулемета калибра 12,7 мм с боекомплектом по 200 патронов к каждому. На точках подвески возможно разместить две бомбы типа Мк.82 массой 450 кг. с лазерной головной частью наведения или две высокоточные планирующие корректируемые бомбы типа GBU-39, которые при массе 135 кг обладают огневым могуществом сопоставимым с подрывом 900 кг тротила.

Бомбы типа GBU-39 обладают крайне высокой точностью – КВО составляет всего 1,5 м, т.е при помощи таких боеприпасов можно прицельно уничтожать входы в горные укрепления или долговременные огневые точки. По данным китайских источников, для обеспечения высокой точности попадания пилоту необходимо сохранять горизонтальное положение самолета при скорости барражирования 148 км/ч.

Кроме того, благодаря комплексу оптико-электронных устройств, состоящего из фото- и видеокамер дневного, ночного, инфракрасного видения и системы цифровой связи стандарта MIL-STD-1553 каждый самолет А-29 является элементов системы разведки и наблюдения.

В дополнение к вышесказанному, китайские специалисты указывают, что наличие даже легких штурмовиков, которые могут оказать воздушную поддержку с высокой точностью позитивно влияет на морально-психологическое состояние военнослужащих, которым предстоит вступить в огневой контакт с противником.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что поставляемая из США техника – вертолеты и самолеты просто сняты с баз хранения  ВВС США, а значит их ресурс не соответствует заявляемым цифрам. Кроме того, американская техника не в полной мере соответствует сложным условиям Афганистана. Все это в совокупности не позволит официальному Кабулу одержать победу в борьбе с талибами и отдельными отрядами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).