- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов значения ЗРС С-300 для обеспечения ПВО Сирийской Арабской Республики

В публикациях китайских специализированных электронных изданий отмечается, что военно-политическое руководство Израиля не беспокоится по поводу размещения зенитно-ракетных систем С-300 в Сирийской Арабской Республике, поскольку они достаточно хорошо изучены благодаря данным полученным американской разведкой, а также в ходе совместных учений с подразделениями ПВО Греции. Высокопоставленные израильские военные полагают, что благодаря современным системам радиоэлектронной борьбы истребители F-16I и истребители-бомбардировщики F-15I вполне смогут безнаказанно осуществлять пуски высокоточных ракет и планирующих бомб по целям в Сирии.

Китайские специалисты особо отмечают, что в ходе очередного удара от 15 сентября 2018 г. по международному аэродрому Дамаска с высокой точностью был «хирургически» точно уничтожен груз, который доставил «Боинг-747» иранской авиакомпании. Анализ фотоснимков показывает, что хотя транспортный самолет получил некоторые повреждения, однако при условии проведения квалифицированного ремонта он вполне сможет вернуться в Иран.

Следует отметить, что кроме встроенных систем, израильские самолеты могут быть оснащены буксируемыми постановщиками помех или выпускать ложные цели, которые способны выполнять полет на разных режимах, имитируя самолет. По данным китайских источников, американские и израильские военные прорабатывают варианты применения линз Люнеберга, которые планируется размещать на управляемые ракеты, с тем, чтобы отвлекать операторов боевых постов ЗРС на ложные сигналы.  Кроме того, линзы Люнеберга планируется устанавливать на беспилотные летательные аппараты, которые при действии группой будут отвлекать на себя внимание зенитчиков.

Некоторые китайские специалисты полагают, что новые дивизионы С-300 ПВО САР будут дислоцированы в основном в западных районах Сирии. Самым северным может стать дивизион, который разместят в районе населенного пункта Аль-Хаджиб (провинция Алеппо), второй дивизион будет расположен в районе порта Банияс, третий в провинции Хомс (максимально близко к границе с Ливаном), четвертый дивизион будет осуществлять защиту Дамаска, пятый дивизион вероятно разместят ближе к Пальмире, а шестой вполне может быть дислоцирован в одной из трех южных провинций.

При такой дислокации ЗРС-300 смогут наблюдать за воздушной обстановкой над восточной часть Средиземного моря, сопровождать полеты ВВС НАТО на аэродромы в Турции и на Кипр. Следует отметить особую важность прикрытия северного направления, поскольку ВВС Израиля могут пользоваться «молчанием» ПВО Турецкой Республики.

Благодаря практически пропорциональному распределению дивизионы смогут прикрыть центральные районы Сирии, которые находятся под контролем правительственных сил, но при этом достаточно внимания будет уделено воздушным целям, приближающимся из воздушного пространства Иордании.

Вполне очевидно, что при таком расположении ЗРС С-300 практически не смогут наблюдать за воздушной обстановкой за Евфратом, т.е. до определенного момента ВВС США смогут безнаказанно выполнять полеты над восточными районами Сирии. Особое внимание китайских обозревателей привлекли высказывания министра обороны Израиля о том, что «Если С-300, или пусть это будут хоть С-700 откроют огонь по нашим самолетам, то мы будем уничтожать эти ЗРС в ответ».

Кроме того, в вопросе противостояния с ЗРС С-300 израильские военные полагаются на противорадиолокационные ракеты, которые уничтожат радиолокационные станции, обеспечивающие круговой обзор, наведение и подсветку цели. Китайские специалисты отмечают, что российским военным придется приложить значительные усилия по маскировке мощных РЛС, входящим в состав С-300. Кроме того, особое внимание будет необходимо уделить обнаружению низковысотных целей.

По данным китайского специализированного издания «Корабельное вооружение», в большинстве случаев истребители ВВС Израиля выполняют полеты и пуски авиационных средств поражения именно на малых высотах, т.е. пользуются рельефом Сирии и Ливана для  ухода из зоны обзора РЛС. Конечно, существует решение и для такой ситуации. Во-первых, на регулярной основе (несистемной) должны действовать самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50У, которые позволят обнаруживать сложные низковысотные цели. Во-вторых, на наиболее предпочтительных маршрутах  полетов истребителей ВВС Израиля необходимо размещать высокомобильные зенитно-ракетные комплексы типа «Тор», «Бук» и ЗРПК «Панцирь-С1».

Для китайских наблюдателей очевидно, что Израиль проявляет максимум бахвальства, но при этом в экспертном сообществе страны существует мнение о том, что если за боевыми постами новых ЗРС С-300 окажутся российские специалисты и при этом сами зенитные системы будут модернизированы и доукомплектованы с учетом сирийского опыта, то вполне вероятно, что ВВС Израиля могут и понести первые серьезные потери, а это приведет к серьезным волнениям в политическом истеблишменте еврейского государства.

Кроме того, некоторые израильские эксперты указывают, что  более серьезные неприятности могут постичь Израиль в случае успешного удара по позициям С-300, которые повлекут потери среди российских военнослужащих. Для китайских экспертов совершенно очевидно, что российские военные пока не «рассчитались» за погибших товарищей и соответственно израильских военных и спецслужбы ожидает серия ответных действий, которые позволят Москве продемонстрировать свою волю.

К настоящему моменту китайским наблюдателям известно о молниеносной ликвидации отряда боевиков «Всадники Голан» (поддерживаемых спецслужбами Израиля) и полетах самолетов оперативно-тактической авиации ВКС РФ  в южном направлении с заходом в воздушное пространство Ливана. Известно, что 26 сентября 2018 г. два истребителя-бомбардировщика Су-34 ВКС РФ вынудили пилотов истребителей F-16I развернуться.

По данным китайских источников, российские летчики продемонстрировали израильскими «визави»  наличие управляемых ракет УР ВВ класса «воздух-воздух». Известно, что пилоты F-16I сначала просто «не поверили своим глазам», что им на перехват выдвинулись именно Су-34, которые, как они полагали не будут оснащены УР ВВ. Именно благодаря малой загрузке и большему количеству топлива Су-34 способны достаточно эффективно и оперативно перехватывать такие маневренные боевые машины как F-16I.

По данным китайских источников, повышенная активность российских военных встревожила офицеров дежурной смены совместного израильско-американского командного пункта ПВО/ПРО и в ответ на полеты российских истребителей c одной из авиабаз были подняты F-22.

Обозреватели китайского специализированного издания «Корабельное вооружение», проводя анализ современных систем ПВО, отмечают, что эффективное противодействие ВВС Израиля возможно только при условии сочетаний возможностей дивизионов ЗРС и самолетов истребительной авиации – Су-30СМ и Су-35С, которые могут выполнять роль перехватчиков и выполнять патрулирование в течение 4 или 4,5 часов без дозаправки.

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что трагическая гибель Ил-20М1 стала поводом к серьезному усилению военного присутствия РФ в Сирии. Провокация, устроенная израильскими военными  является примером неблагодарности за всю оказанную помощь — на протяжении трех лет войны ВС РФ направили в адрес Армии обороны Израиля 310 информационных сообщений, тогда как в ответ получили лишь 25.   Кроме того, преступная халатность израильских летчиков привела к тому, что в ближнесрочной перспективе значительная часть воздушного пространства Сирии будет закрыта и для ВВС США.