- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор гуманитарной ситуации в Южном Судане: сентябрь 2018 г.

К сентябрю 2018 г. какого-либо кардинального улучшения гуманитарной ситуации в Южном Судане не наблюдалось. Продолжающиеся вооруженные столкновения и насилие подталкивали мирное население к новой волне массовых переселений и препятствовали оказанию в полном объеме и в установленный срок запланированной помощи по линии гуманитарных организаций.

Тем не менее, если оценивать общий прогресс гуманитарной миссии с начала года, то он в целом очевиден. На начало сентября с.г. гуманитарные организации системы ООН и их партнёрские неправительственные организации охватили помощью 4.5 млн человек по всей стране, что составляет 75% от задуманного плана на текущий год. Таким образом, заданная цель охватить в течение 2018 года помощью 6 млн человек вполне достижима. В фокусе гуманитарных усилий — продовольственное обеспечение, однако содействие было оказано по всему спектру гуманитарных кластеров. На сегодня 4.1 млн человек были обеспечены продовольственным содействием и основными средствами жизнедеятельности. Ещё 930 тысяч человек получили доступ к качественной питьевой воде и водным ресурсам для ведения хозяйства. 480 тысяч человек — получили в качестве помощи палатки и одеяла для временного размещения. Специальное питание в контексте чрезвычайной ситуации получило более полумиллиона детей, беременных женщин и кормящих матерей. Более 600 тысяч детей получили доступ к образованию. Медицинская помощь была оказана 1.5 млн человек, и ещё 2.3 млн граждан Южного Судана обучались специальным программам психологической поддержки, детской защиты, защиты от самодельных взрывных устройств и мин.

Характерно, что с начала текущего года наблюдался последовательный рост числа беженцев, которые мигрировали из Южного Судана в соседние страны: к сентябрю их общее число достигло 2.46 млн человек. При этом, количество внутренне перемещенных лиц в течение года не сильно менялось и в целом оставалось на одном уровне. К началу сентября 1.91 млн человек в Южном Судане считаются внутренне перемешанными лицами.

Таким образом, несмотря на продолжающийся вооруженный конфликт и постоянную угрозу перехода в более критическую фазу гуманитарного кризиса и массового голода, который угрожал стране в 2014-2015 гг., гуманитарные организации в целом неплохо справляются со своей миссией. Как отмечалось выше, по оценкам на сентябрь с.г. имеются хорошие предпосылки того, что план гуманитарного реагирования ООН будет реализован.

Не будем однако забывать, что общее число населения, нуждающегося в гуманитарном содействии несколько выше и составляет 7 млн человек — это также данные ООН. При этом, однако, воплотить более амбициозные планы по охвату бенефициаров содействием не позволяют ограниченные ресурсы. План гуманитарного содействия ООН в Южном Судане на 2018 год был разработан с общим бюджетом в 1.72 млрд долларов США. На сентябрь с.г. этот план профинансирован донорами лишь на 45% — получено 776.5 млн долларов США. Главные доноры гуманитарной операции в Южном Судане — США (309 млн или почти 50% всей помощи). Затем следуют Великобритания (127 млн долларов), Еврокомиссия (36 млн долларов), Канада (28 млн долларов), Нидерланды (27 млн долларов) и Германия (24 млн долларов). К следующей группе доноров с размером взноса от 10 до 20 млн долларов относятся Дания, Швеция, Норвегия и Япония.

Если же рассматривать финансирование по гуманитарным кластерам, то в наилучшей степени на сегодня проспонсированы такие секторы как образование (60%), продовольственное содействие (38%), логистика (36%).

При этом, несмотря на явное недофинансирование донорами гуманитарных программ ООН в Южном Судане, гуманитарная команда в стране работает слаженно, чтобы повысить эффективность помощи. Главный тому показатель — неуклонное наращивание помощи и увеличение охвата бенефициаров в стране, несмотря на сохраняющееся межклановое противостояние и угрозу возобновления полномасштабного гуманитарного конфликта. Обозначенный в начале года гуманитарный план в Южном Судане предполагает решение следующих взаимосвязанных задач. Первая — спасение жизней (от голодной смерти или болезни) путём своевременного оказания интегрированного содействия по всем секторам для сокращения острых нужд. Второе — укрепление зашиты населения и обеспечение доступа самых уязвимых групп к базовым услугам и социальным службам. Третье — превентивная поддержка тех местных общин, которые находятся в зоне риска, с целью укрепления их потенциала противостоять серьезным угрозам и вызовам.

Единственное, что может реально сорвать выполнение намеченными темпами плана гуманитарного содействия, помимо вышеуказанной проблемы финансирования (которая при грамотном распределении и эффективности использования ресурсов — преодолима), это фактор политической неопределённости. Фактор, который может серьёзно дестабилизировать ситуацию в сфере безопасности и спровоцировать новый масштабный конфликт, и соответственно привести к очередному гуманитарному кризису общенационального масштаба. Насколько такой сценарий вероятен до конца текущего года — сказать сложно. Подписанный в августе новый договор о перемирии между правящими силами и оппозицией внес важный элемент стабильности в политическую конъюнктуру. Одним из важнейших элементов этого мирного соглашения является условие возобновления расширенного производства и экспорта нефти (этот «пряник» был подготовлен США в обмен на внутриполитический консенсус и примирение враждующих кланов). Если задача восстановления объемов добычи и производства нефти до предконфликтного уровня будет в течение этого года решена, этот шаг может стать важнейшим вкладом в укрепление внутриполитической стабильности и соответственно, улучшение гуманитарной ситуации.

Но не все так просто. Поскольку соглашение о перемирии было достигнуто при посредничестве внешних игроков, как глобального масштаба (США), так и влиятельных соседей — Судана и Уганды. Именно последние смогут контролировать часть нефтедобычи через свои нефтяные компании и инвестиции, и получат, соответственно, прямые бонусы, в том числе материальные, от августовской сделки. А это означает, что здесь заложена мина замедленного действия, которая может взорваться в любой момент, если хрупкий консенсус между сторонами вдруг будет нарушен.

Кроме того, ожидаемые доходы политической элиты Южного Судана будут явно заниженными, соответственно, внутренняя конкуренция между различными группировками за ресурсы и влияние будет продолжена. Таким образом, угроза дестабилизации гуманитарной ситуации в обозримой и среднесрочной перспективе будет оставаться по-прежнему на высоком уровне.