- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов попыток военно-политического руководства Индии расширения контактов с Ираном и Оманом

Как известно, еще в 2003 г. официальный Нью-Дели начал переговоры с Тегераном о возможности строительства нового многофункционального порта Шахид Бехешти в акватории приморского города Чабахар. Следует отметить, что индийские специалисты изначально сделали оптимальный выбор, поскольку морской район в данной части территориальных вод Исламской Республики Иран отличается удобной гидрологией для навигации контейнеровозов и других крупнотоннажных судов с большой осадкой. Дополнительным положительным моментом Чабахара является то, что гражданским судам – нефтяным и газовым танкерам не придется следовать через Ормузский пролив, который является стратегически важным транспортным коридором для Ирана и соседей с Аравийского полуострова.

В перспективе именно в порту Чабахар должен был быть расположен завод по сжижению природного газа, на добычу которого (нефтегазовое месторождение «Фарзад-Б») рассчитывала индийская компания ONGC Videsh Ltd. Стоимость завода СПГ и системы трубопроводов составляла 80 млн долл. США, тогда как на первом этапе индийская сторона планировала добыть газа на 11 млрд долл. США.

Одновременно с разработкой газового месторождения, организацией транспортировки и сжижения индийские специалисты должны были построить в Чабахаре полноценный многофункциональный грузовой порт в составе двух железобетонных причальных стенок и двух волноломов.  Известно, что после строительства индийские компании получали право на аренду контейнерного терминала сроком на 10 лет по ставке 22,65 млн долл. США в год.

Согласно подписанных документов индийские инвесторы планировали вложить в иранский порт около 500  млн долл. США, которые должны были распределить следующим образом. На строительство причальных сооружений 150 млн долл. США, на строительство железнодорожной ветки Чабахар-Захедан 150 млн долл. США и еще 200 млн долл. США на строительство международного аэропорта и других объектов базовой инфраструктуры.

Очевидно, что индийские компании планировали использовать новую железнодорожную ветку протяженностью 500 км для доставки оборудования в соседний Афганистан для разработки месторождений железной руды. Одновременно индийские предприниматели рассчитывали на помощь иранских партнеров в строительстве железнодорожной линии Чабахар-Герат. Подобные логистические проекты были основаны  на трехстороннем соглашении между Нью-Дели, Тегераном и Кабулом.

Следует отметить, что индийские официальные лица и предприниматели фактически затянули переговорный процесс на 15 лет. В результате реальное соглашение о строительстве было подписано только в феврале 2018 г. в рамках визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Тегеран. Кроме проекта порта в Чабахаре руководители Индии и Ирана обсудили вопросы двойного обложения пошлинами  и упрощения таможенных процедур.

Также, представители высшего политического руководства двух стран обсуждали возможности сотрудничества в торгово-инвестиционной сфере, энергетике, развитии телекоммуникационной сети, строительстве объектов базовой инфраструктуры. По оценкам китайских аналитиков, официальный Нью-Дели рассчитывал на содействие Тегерана в развитии транспортной сети по доставке ресурсов через Чабахар в Индию и перевозке продукции индийской промышленности в страны Центральной Азии.

Одновременно с развитием порта в Чабахаре индийские компании  планировали строительство железнодорожной ветки (стоимость проекта 500 млн долл. США), связывающей иранский город Машхед с Туркменистаном и в последствии с Казахстаном для перевозки углеводородного топлива в Иран и последующей его доставки через Чабахар в Индию.

Как известно, порт Чабахар находится менее чем в 100 км. от пакистанского Гвадара, который является одним из ключевых элементов стратегического регионального проекта Пекина и Исламабада под обозначением «Китайско-пакистанский экономический коридор». Для сравнения с индийским проектом в порту Гвадар установлено такое количество погрузочного оборудования, которое позволяет выполнять перегрузку более миллиона тонн сыпучих грузов в год без учета контейнеров.

Конечно китайские официальные лица и предприниматели не могли допустить продолжения развития индийского проекта в порту Чабахар, но вместо финансовых затрат на подкуп иранских чиновников или дополнительных инвестиций в инфраструктуру Ирана помощь оказало военно-политическое руководство США. Как известно, после решения президента США Дональда Трампа о восстановлении санкционного режима в отношении Тегерана и с учетом перспективных ограничений для стран, которые продолжат импорт иранской нефти, официальный Нью-Дели был вынужден рекомендовать национальным нефтяным компаниями сократить импорт углеводородов из ИРИ.

По данным китайских источников, президент ИРИ Хасан Роухани в ходе телефонных переговоров с Нарендрой Моди довел до сведения главы индийского правительства  информацию о том, что при выходе индийских компаний из двусторонних проектов они потеряют права на разработку месторождений, а также будут аннулированы договоренности по порту Чабахар. Фактически, внешнеэкономическая политика США привела к серьезному купированию усилий Нью-Дели по навязыванию конкуренции Пекину в регионе.

В создавшихся условиях военно-политическое руководство Индии приняло решение о расширении сотрудничества с Султанатом Оман. Как известно, Нью-Дели и Маскат имеют продолжительную историю военно-политического сотрудничества. Так, ВМС Индии на ротационной основе базируют свои корабли в порту Дукум и осуществляют подготовку оманских военных моряков.

В настоящее время военно-политическое руководство Султаната Оман заинтересовано в развитии космической программы и именно индийские специалисты обеспечат строительство необходимой наземной инфраструктуры. Очевидно, что индийские политики и военные пытаются расширят сферы сотрудничества с государством, которое занимает ключевое место на аравийском полуострове.

Следует отметить, что КНР имеет достаточно прочные позиции в Омане. Известно, что 25 мая 2018 г. руководители двух государств подписали совместное соглашение об установлении отношений стратегического партнерства. История китайско-оманского сотрудничества насчитывает 40 лет и основным принципом двустороннего сотрудничества является «Правительственные указания, бизнес-сообщество как главная сила, рынок как указатель и торговля как главное».

Кроме того, Оман входит в список стран-участниц стратегического геоэкономического проекта Председателя КНР под обозначением «Один пояс, один путь» и вполне логично, что основным объектом, который развивают китайские инвесторы является порт Дукум и одноименный промышленный парк площадью 11,72 кв. км.

В таких условиях индийским политикам, военным и представителям бизнеса придется предложить более привлекательные условия официальному Маскату для получения возможности расширения своего присутствия в порту Дукум.