- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: август 2018 г.

Август в Марокко начался с громкой отставки – кабинет монарха объявил о решении короля Мухаммеда VI отправить в отставку министра экономики и финансов Мухаммеда Бусаида. В сообщении не уточнялась причина такого решения. В нем только отмечалось, что оно было принято «после консультаций с главой правительства» и осуществлено в рамках «принципа оценки работы, который монарх применяет ко всем должностным лицам, независимо от их ранга или (политической) принадлежности».

Тремя днями ранее в выступлении по случаю 19-й годовщины восшествия на трон Алауитов Мухаммед VI подверг критике марокканскую политическую элиту, призвав к реализации «срочных» социальных мер.

56-летний М.Бусаид занимал пост министра с 2013 года и представлял в правительстве либеральную партию Национальное объединение независимых (НОН).

Три недели спустя король назначил на пост министра экономики и финансов Мухаммеда Беншаабуна. До этого назначения он с февраля 2008 года занимал пост главы Центрального народного банка (Banque Сentrale Рopulaire, BCP). 20 августа король принял нового министра, которого марокканская пресса характеризует как «технократа».

18 августа тему отставок продолжила газета «Ас-Сабах». По ее данным, в «очереди» на отставку выстроились, в частности, госсекретарь по вопросам профессионального образования при Министерстве национального образования МУхаммед Реррас (от партии Народное движение, НД), госсекретарь при Министерстве сельского хозяйства Хаму Ухели (НД), госсекретарь при Министерстве туризма Ламия Буталеб (НОН), госсекретарь по вопросам инвестиций при Министерстве промышленности Осман аль-Фердаус (Конституционный союз).

В очередь попали также представители формально находящейся у власти  в Марокко исламистской Партии справедливости и развития (ПСР). Это – министр занятости и профессиональной подготовки Мухаммед Ятим, министр по общим делам правительства Лахсен Дуади. Последний ранее уже подал прошение об отставке после того, как принял участие в манифестации перед зданием парламента, участники которой осудили кампанию против бойкота некоторых продуктов.

Не исключено, что именно ПСР могла стоять за кампанией бойкота, предпринятой, чтобы подорвать позиции ряда министров, не относящихся к этой партии, и в частности, министра сельского хозяйства Азиза Аханнуша, лидера партии НОН и владельца сети заправок Afriquia.

По данным газеты, эти отставки могут произойти в октябре.

В августе продолжился конфликт между руководством главного марокканского авиаперевозчика компании RAM и ее пилотами. В выходные дни 4 и 5 августа RAM была вынуждена отменить до 20 рейсов, а для перевозки паломников в Мекку арендовать самолеты иностранных авиакомпаний и нанять их пилотов. Из 68 рейсов на Мекку, которыми предполагалось перевезти 16 тысяч паломников, 80% были выполнены самолетами, взятыми в лизинг. 6 августа были аннулированы еще 9 рейсов.

Всего с момента начала кризиса 20 июля были аннулированы свыше 130 рейсов.

Марокканская ассоциация пилотов гражданской авиации (AMPL) утверждает, что речь не идет о забастовке. Она требует от руководства RAM повысить зарплаты пилотам, которые не менялись последние 14 лет. Еще одно требование пилотов – они хотят иметь 4 выходных дня в месяц подряд. Обе стороны явно испытывают терпение друг друга, поскольку в первой декаде месяца не было ни малейшей попытки усадить их за стол переговоров. Известно, что RAM предлагает предпринять какие-то шаги в части увеличения зарплаты лишь через 5 лет.

В настоящее время в RAM работают 3220 человек. Флот компании – 58 самолетов. Рейсы выполняются на 80 направлениях.

20 августа Совет министров во главе с королем Мухаммедом VI вновь ввел обязательную военную службу для молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет продолжительностью 12 месяцев. В 2006 году обязательная военная служба была отменена после 40 лет существования. Предусматривается, что в период обязательной срочной службы молодые марокканцы кроме военной подготовки будут участвовать в реализации неких инфраструктурных проектов.

20 августа по случаю праздника – Дня революции короля и народа – король Мухаммед VI помиловал 428 человек, в том числе 22, осужденных по делам, связанным с экстремизмом и терроризмом.

21 августа по случаю религиозного праздника Ид аль-Адха король Мухаммед VI помиловал 188 человек, осужденных судами Касабланки, Надора и Эль-Хосеймы по обвинениям в причастности к протестным акциям, организованным движением «Хирак». Акции протеста начались в регионе Рифа в конце 2016 года и продолжились в 2017 году. О помиловании активистов движения «Хирак» сообщили в Национальном совете по правам человека. Первоначально Министерство юстиции ничего не сообщало на этот счет.

26 июня суд Касабланки приговорил 53 активистов движения «Хирак» к срокам тюремного заключения от 1 до 20 лет.

Среди помилованных не значились лидер движения «Хирак» Насер Зефзафи и трое его ближайших сподвижников, получившие по 20 лет тюрьмы каждый по обвинению в «покушении на безопасность государства», равно как журналист Хамид аль-Махдауи, получивший три года тюрьмы по обвинению в «недоносительстве о попытке подорвать внутреннюю безопасность государства».

Еще 522 человека были помилованы по случаю отмечавшегося 1 августа  Дня молодежи.

22 августа группа незаконных иммигрантов из 116 человек штурмом преодолела шестиметровый забор из колючей проволоки, отделяющий испанский анклав Сеута от Марокко. При этом ранения получили несколько испанских сотрудников Гражданской гвардии. Всего в штурме заграждения участвовали до 300 нелегалов. Несколько десятков из них были арестованы марокканскими пограничниками. 116 человек, прорвавшиеся в Сеуту, радовались не долго. На следующий день они были выдворены в Марокко.

По данным Международной организации по вопросам иммиграции, с начала текущего года через сухопутные границы испанских анклавов Сеута и Мелилья проникли около 3,1 тысяч нелегалов из Африки. Свыше 25 тысяч иммигрантов прибыли в Испанию морским путем.

30 августа стало известно, что неделей ранее марокканские власти начали широкомасштабную кампанию по выдворению выходцев из африканских стран, наводнивших страну в надежде на дальнейшую переправку в Европу. С 22 августа были задержаны и выдворены из северных районов страны несколько сотен человек. Согласно правительственному источнику, «цель операции – не дать иммигрантам попасть в мафиозные сети по переброске нелегалов в Европу, которые получили новый импульс к развитию после закрытия транзитного пути через Ливию». Импульс к началу операции дал очередной прорыв нелегалов в Сеуту 22 августа.

30 августа Совет кабинета министров одобрил проект закона относительно комплектования новой марокканской полиции – водной. Она, в частности, призвана контролировать нормы расходы пресной воды, а также функционирование имеющихся на территории страны водохранилищ. Документ предусматривает, в частности, санкции за нарушение правил пользования водными ресурсами, а также уточняет параметры нарушений этих правил.

30 августа король Мухаммед VI направил послание с соболезнованиями семье американского сенатора Джона Маккейна. Оно достаточно симптоматично, поскольку никто не отменял старое – «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В послании, в частности, отмечалось, что в связи с кончиной Маккейна Марокко «потеряло большого друга, с которым королевство поддерживало тесные связи, основанные на взаимном уважении и на общем следовании идеалам гуманизма».

Понятно, что у марокканцев и испанцев «любовь» взаимна, но 31 августа испанская газета «Кадена сер», похоже, превзошла все рамки допустимого. Это издание сообщило о существовании слухов, согласно которым марокканки, желающие служить в Королевских вооруженных силах, должны будут пройти тест на девственность. При этом утверждалось, что речь идет о превентивной мере со стороны военных на случай, если женщина сообщит, что в ходе службы ее изнасиловали коллеги – мужчины. Результаты теста якобы предполагается сообщать родственникам «новобранки». Интересно, куда смотрят марокканские правозащитники?

В целом представляется, что возвращение к обязательной военной службе связано не столько с потребностями обороны, сколько со стремлением властей хоть каким то образом «промыть мозги» определенной части марокканской молодежи, которая может быть подвержена воздействию идей религиозного экстремизма.